Зачищать контакты прерывателя лучше всего плоским надфилем, причем спиливают только выступ, образовавшийся на одном из контактов. Затем контакты нужно промыть растворителем или чистым бензином.
Если перегорел резистор в роторе распределителя зажигания, то его можно заменить куском толстой проволоки (или гвоздем), можно обернуть перегоревший резистор металлической фольгой.
Для очистки свечей возьмите отрезок стального троса диаметром 2— 3 мм и длиной 50—70 мм, обезжирьте его, затем обмотайте тонкой медной проволокой, оставив свободный конец длиной 10 мм. Этот конец распустите, а остальную часть пролудите. Получается отличная жесткая кисть.
Отыскать неисправную свечу на работающем двигателе можно с помощью карандаша. Для этого карандаш зачистить с обеих сторон, а в середине вытащить кусочек графита длиной 3 мм. Одним концом карандаша касаются «массы», другим — электрода свечи. При исправной свече через воздушный промежуток карандаша будет проскакивать искра.
В продаже бывают свечи зарубежного производства, и автолюбителю нужно знать, как определить их калильное число. Свечи «Изолятор» (ГДР) имеют калильное число примерно в 10 раз меньше указанного на маркировке. Например, для свечи М14-175 это будет примерно 17; для М14-225— около 23 и т. д. То же относится и к свечам БОШ (ФРГ).
Калильное число свечей ПАЛ (ЧССР) таково: ПАЛ14-5 равно 14; ПАЛ14-7 равно 17; ПАЛ14-8 равно 23; ПАЛ14-8У равно 20; ПАЛ14-9 равно 26. Но в настоящее время свечи ЧССР имеют новую маркировку, состоящую из 3-х элементов. 1-й элемент — буква, обозначающая длину резьбовой части свечи, а именно N — 12,7 мм; L — 19,0 мм. 2-й элемент — цифра, обозначающая тепловую характеристику свечи; 5 соответствует 14; 7 соответствует 17; 8 соответствует 23. 3-й элемент — буква Y — обозначает, что нижняя часть изолятора выступает (аналогично букве «В» в маркировке отечественных свечей); буква R обозначает наличие встроенного резистора для подавления радиопомех.
Самодельную щетку генератора в дороге можно изготовить из угольного стержня гальванического элемента «373» (круглой батарейки), которому придают прямоугольную форму. Вырезав заготовку длиной около 30 мм, на одном из ее концов просверливают отверстие диаметром 1,5 мм и закрепляют в нем медный многожильный провод. Концы провода желательно опаять оловом. Пружины щеткодержателей используют прежние, а стержни крепят в них эпоксидным или другим, подходящим для этого клеем.
Прилегание поршневых колец проверяется на просвет на снятом с поршня кольце, установленном в тот же цилиндр или в кольцевой калибр. Кольцо, вложенное в калибр, должно прилегать своей рабочей поверхностью к поверхности калибра не менее чем на 90 процентов его окружности. Обязательно прилегание его на участке 15° с каждой стороны от замка.
У электромоторчиков, применяемых в автомобиле, иногда отсыревает обмотка, в результате чего они нагреваются, дымят, может возникнуть и межвитковое замыкание. Устранить эти явления можно, положив якорь или обмотку электромоторчика в нагретое моторное масло на 15—20 часов. Затем дают маслу стечь и собирают электродвигатель.
Иногда еще вполне, казалось бы, исправная свеча зажигания дает перебои — пробит изолятор. Такую свечу можно восстановить. Нужно тщательно обезжирить изолятор и нанести на него в несколько слоев обычный силикатный клей и просушить его в течение 2-х суток.
При поисках неработающей свечи (двигатель троит) лучше вытаскивать высоковольтные провода из крышки распределителя, а не снимать колпачки со свечой. Этим можно избежать электрического удара напряжением 20 кВ.
Для определения неработающего цилиндра еще удобнее и безопаснее использовать приспособление, состоящее из шила и зажима «крокодил», соединенных проводом. Для отключения цилиндра закрепите зажим на «массе», а шило воткните между высоковольтным проводом и резиновым колпачком на крышке распределителя.
При выкручивании из двигателя свеча сломалась, а резьбовая часть корпуса с обломком изолятора осталась в гнезде головки блока. Не старайтесь во что бы то ни стало удалять ее в дороге. Замкните снятый со свечи провод на «массу». Изолятор при движении вылетит сам, а остатки свечи можно выкрутить, скажем, напильником, если ввести его хвостовик в отверстие.
Свечи зажигания следует затягивать только на холодном двигателе, в противном случае их будет трудно вывернуть.
Не затягивайте свечи с очень большим усилием, при этом чрезмерно сжимается прокладка и уплотняющее ее действие становится хуже.
Если резьба в отверстии для свечи загрязнилась частицами нагара, прочистите ее метчиком. Поскольку приобрести такой со специальной резьбой непросто, сделайте его из старой свечи. Выбив изолятор, распилите резьбовую часть ножовкой крест-накрест и -слегка опилите резьбу, чтобы получились четыре режущие грани, как у метчика.
Для проверки цепей низкого напряжения можно использовать лампу освещения подкапотного пространства. Для этого нужно отключить штатный провод и вместо него присоединить «пробойный».
Если в автомобиле отсутствует обогреватель заднего стекла, его можно изготовить самому. Ленточку никелевой фольги толщиной 0,05 мм (из старого конденсатора) разрезают лезвием на полоски шириной 5 мм и наклеивают эти полоски на заднее стекло клеем БФ-2. Когда он высохнет, наносят кисточкой поверх фольги еще слой клея. Полоски располагают вертикально или горизонтально. Отдельные отрезки могут спаиваться при помощи обычного паяльника (до наклейки на стекло). Общая длина обогревателя должна быть примерно 7200 мм.
Устранить течь из главного или рабочего тормозного цилиндра при износе манжеты (а новой в запасе нет) можно, уплотнив посадочное место на поршне. Для этого на поршень (под манжету) установить кольцо из хлорвиниловой трубки наружным диаметром 5 мм и толщиной стенки 0,5 мм. Для постановки такого кольца необходимо размягчить его в ацетоне.
Если в дороге пришлось разбирать и собирать рабочие цилиндры тормозов, то удалить воздух из системы можно и без помощника. Для этого нужно открыть штуцер для выпуска воздуха и сжать поршень до начала выхода из штуцера тормозной жидкости. После этого закрутить штуцер и отпустить поршень. Трех-четырех таких операций обычно бывает достаточно для удаления воздуха из цилиндра.
Чтобы при разборке тормозных цилиндров избежать потерь тормозной жидкости, необходимо заклеить изоляционной лентой компенсационное отверстие в крышке бачка.
Если лопнула крышка на бачке тормозной жидкости, то ее можно изготовить самому из пробки пластмассовой канистры для «Тосола» емкостью 10 л.
Если при разборке тормозных цилиндров обнаружена черная пленка, покрывающая зеркало цилиндра и поршень,— это явный признак того, что тормозная жидкость в системе пришла в негодность. Слейте всю жидкость, промойте систему, удалите черную пленку с поверхности цилиндров и поршней и залейте свежую тормозную жидкость.
Заменить утерянный резиновый колпачок, защищающий от грязи штуцер прокачки тормозного цилиндра (или сцепления), можно отрезком • хлорвиниловой трубки подходящего диаметра. При этом один конец склеивают, нагрев его спичкой.
Снижение износа тормозных колодок задних тормозов можно достигнуть, если периодически менять их местами. В автомобилях, где колодки не взаимозаменяемы (например ВАЗ-2103, -2106 и др.), пару колодок с одного колеса меняют местами с парой другого. Вместе с колодками переставляют и тормозные барабаны.
В автомобилях, снабженных вакуумным усилителем тормозов, двигатель на холостых оборотах будет работать неустойчиво, если возникают нарушения уплотнений в трубопроводах, подходящих к усилителю, или в нем самом.
Если по какой-либо причине в автомобиле тормозная жидкость в наполнительном бачке достигнет дна и вы подозреваете, что в систему попал воздух, попробуйте удалить его без прокачки. Снимите колесо и сдвиньте колодки в барабанном тормозе или раздвиньте в дисковом. При этом жидкость из системы поднимется в бачок и вытеснит попавший туда воздух. Остается долить ее и поработать тут же тормозной педалью, чтобы выбрать зазор между колодками и барабаном или диском.