Кое-что о хомутах.

Хомут – нехитрое приспособление. От этой простой детали зависит надежность соединения шлангов системы охлаждения, тормозной, топливной, выхлопной систем. У хомутов нет такого множества марок как у других деталей автомобиля, но по качеству отличаются друг от друга сильно. Блестящие и дешевые хомуты – явно родом из Китая или Турции.
В современном автомобиле применяется до 50-ти разных хомутов, и в основном нуждаются в них шланги, патрубки, трубы. Хомуты есть шплинтовые, проволочные, с просечкой и основные - это хомуты червячного (винтового) типа. Они удобнее затягиваются и равномернее обхватываются, потому естественно больше выпускаются.
Производителей хомутов несколько, но практически все они объединены одним. Это шведская группа АВА и немецкая NORMA, которые объединились в 2006 году под общим именем NORMA Group, производящие качественный продукт и объединяющие в себе многих других производителей, таких как Breeze, Serflex, Serratub, Terry, Torca.



Коротко о истории именитых производителей.
NORMA Group возникла в 2006 как результат поглощения между шведской АВА и немецкой NORMA. В 2007 году NORMA Group приобрела Breeze Industrial Products Corporation, которая предоставила компании сильную точку опоры в США.

АВА
АВА Group (Швеция) была основана в 1896 году. Компании группы АВА с тех пор развивались, чтобы стать лидирующей много-национальной компанией, специализирующейся в производстве зажимов для шлангов и труб, а также и соединителях для многих всемирно-известных приложений.
NORMA (Германия)
NORMA была основана в 1949 году фирмой Rasmussen GmbH (Германия). За прошлые десятилетия она развивалась, чтобы стать группой компаний глобальной важности. Ориентирование на клиента и установили стандарт качества. С этой продукцией, которая глобально распространяется под торговой маркой NORMA®, фирма Rasmussen GmbH приобрела лидирующие позиции на рынке соединительных технологий. Основываясь на опыте в сфере соединения NORMA устанавливается как глобально опытный поставщик решения, специалист и инновационный развивающийся партнер.
GEMI (Германия)
GEMI основана в 1922 году. Одной из основных областей исследований были зажимные технологии. В 2001 году GEMI становится частью группы АВА. Благодаря этому компания получила дополнительные средства для улучшения продукции и упрочнения позиции компетентного партнера.
Breeze Industrial Products Corporation (США)
Эта американская фирма была основана в 1948 году, изобрела и запатентовала первый червячный зажим шланга для американского рынка . За прошлые 60 лет Бриз расширила свою продукцию. Предлагающий широкий ряд червячных, T-образных и V-образных зажимов для комерческих и некоммерческих, грузовых транспортных средств, для авиации и индустриального рынка, предоставляющие возможность каждой отрасли промышленности и пользователю убедится в провереном качестве продукции.

Немного истории хомута.
Многими годами ранее закрепление шлангов или патрубков было поволокой. В принципе хомут это развитие проволочного крепления. В настоящее время можно найти много видов хомутов от самых дешевых тайваньских до самых дорогих шведских, но все равно проволока используется и в наше время. Что же побудило человека усовершенствовать проволоку и чем одни хомуты отличаются от других.
Проволока.
Самый древний способ крепления. Универсален, дешевый и практичен, однако, пережимает шланг и от качества резины зависит как долго прослужит то или иное соединение. Такие зажимы распространены на автомобилях японской сборки, но даже если резина не дешевая, с дорогими современными стабилизаторами, то перетянутое соединение все же будет подвергаться воздействию излишних напряжений, что вскоре приведет к покрытию мелких, а затем более крупных трещин.
Шплинтовые хомуты.
И достаточно надежен, и имеет аккуратные обработанные края, и хорошо перераспределяет напряжения при затяжке, но чрезвычайно неудобен в затяжке, а к тому же в труднодоступных местах.
Хомуты с просечной лентой.
Распространены в Америке, где их качество не вызывает сомнений (Ideal, Gates). Но на территории СНГ просечные хомуты прочно ассоциируются с тайваньскими производителями, которые зарекомендовали себя низким качеством и низкой надежностью. К тому же такой хомут при установке разрушает шланг, прорезая резину до корда, после чего шланг подвергается интенсивному воздействию агрессивных сред, растрескивается и быстро выходит из строя, выпуская на свободу токсичную или пожароопасную жидкость из системы.
Хомуты - с формованной накаткой.
Наиболее известные марки – АВА, Norma, Gemi, Kovopol, Eco. Распространены в европейском автомобилестроении, производстве оборудования, вентиляции и др. Обладают высокой прочностью, надежностью при условии использования высококачественных шлангов, патрубков и трубопроводов. На низкокачественных шлангах, даже самые «нежные» хомуты вызывают растрескивание, связанное с созданием концентрации напряжений. При малейшем перетягивании начинает интенсивно стареть резина, что приводит к росту трещин. Трещины начинаются с поверхности и со временем вызывают протечки.

Большое значение при установке хомута является усилие затяжки. Современные высокотехнологичные зажимы требуют небольших усилий затяжки для фиксации и достижения герметичности даже при повышенном давлении (в большинстве случаев это 3,0 Н•м).

В чем же преимущество этих зажимов?
Во первых все хомуты не лишены слабых мест, но все же самым качественным среди самых качественных является АВА.


В первую очередь качество стали, во вторых усиление замка червяка, в котором применен сварной или цельнометаллический корпус, в третьих резьба выполнена под углом к оси ленты, что повышает вибростойкость, в четвертых совершеннейшая грязезащитная конструкция, в пятых – это точность изготовления элементов, что обеспечивает сохранение округлой формы при затяжке и максимально полное и равномерное сжатие по всей длине зажима, в шестых – гладкая внутренняя поверхность ленты и кромка со снятой фаской исключают повреждение шланга. В результате по прочности, вибростойкости АВА не имеет конкурентов.





Продукция АВА:

АВА NOVA и ABA ORIGINAL имеют синеватый отлив. Изготовлены они из углеродистой стали и обработаны глубоким электрооцинкованием (Nova) или алюминиевым оцинкованием (Original). Есть хомуты, которые изготовлены из нержавеющей и кислотостойкой стали. Преимущества – прочность, гладкая внутренняя поверхность.







ABA EXHAUST PIPE CLAMP – предназначены для выпускной системы. Преимущества – мощный штампованный корпус хомута обработан глубоким электрооцинкованием, болт и гайка – хромированы.



ABA RUBBER CLIPS – резиноармированные скобы предназначены для подвешивания труб, кабелей, шлангов, жгутов. Преимущества – гальванизированная горячим способом стальная лента.



ABA MINI и ABA MICRO – самые маленькие хомуты для тонкостенных шлангов. Преимущества – раскрытость хомута для улучшения установки в труднодоступных местах (Micro).



ABA ROBUST – силовой хомут для армированных или толстостенных шлангов. Преимущества – прочность, удобство монтажа-демонтажа, качественные эксплуатационные характеристики.





Продукция NORMA:

NORMA TORRO – хомут обеспечивающий высокую герметичность. Зажимы изготовляются из нержавеющей стали (W2, W3), с цинко-алюминиевым и кислотостойким (W4,W5) покрытием.





NORMA GBS - предназначены для соединения шлангов с повышенной твёрдостью или армированных проволочной тканью, работающих в установках высокого давления и вакуумах. Изготавливаются из нержавеющей(W2), кислотостойкой(W4) и стали, с цинко-алюминиевым покрытием(W1), c тремя вариантами замка. Исполнение с одним(GBS1) и двумя(GBS2) замками.



NORMA ARS – хомуты предназначены для выхлопных систем и труб, введенных одна в другую.



RSGU – предназначены для крепления различным образом труб, кабелей, эластичных и жестких шлангов.





NORMAPLAST - винтовые и невинтовые соединительные элементы из пластмассы для шлангов.





Продукция GEMI:

Есть двойные зажимы, широкие зажимы, профильные и специальные детали, которые изготавливаются также для авиационной промышленности. Большинство хомутов имеются в наличии в разном исполнении.

Линия изделий:
«SX» - хомуты с винтовым зажимом, являются многоцелевыми зажимами, созданными для применения на шлангах различного диаметра. Радиальные нагрузки равномерно распределяются по всей длине хомута.
«SM» - хомуты с болтовым зажимом, имеют ленту, гладкую с обеих сторон. Гайка зафиксирована и не может быть потеряна. «SQ» - хомуты крепежные, фиксирующиеся.
«SW» и «SC» - хомуты для соединения гладких трубок, без сварки.

Применяемые стали:
W1 – изготовляются полностью из гальванизированной стали. Требования по антикоррозийной стойкости – небольшие. Применение: шланги, трубопроводы внутри помещения.

W2 - изготовляются из хромированной стали. Винт изготовлен из желтой хромированной стали. Требования по антикоррозийной стойкости – небольшие. Применение: автомобильные шланги, трубопроводы с пониженными требованиями по сопротивлению к коррозии.

W3 - изготовляются из хромированной стали. Используются в основном на оригинальном оборудовании. Требования по антикоррозийной стойкости – средние. Применение: автомобильная промышленность.

W4 - изготовляются на основе хромированной стали. Используются в конструкциях, требующих большую сопротивляемость к коррозии. Применение: важные соединения автомобиля (топливопровод), высококлассное механическое оборудование, сельскохозяйственная техника, мотоциклы, крепления вне помещений.

W5 – изготовляются исключительно из хром-никель-молибденовой стали. Имеет исключительную сопротивляемость к соли и намагничиванию и используются в электронных приборах, в которых условия работы требуют максимального сопротивления к коррозии. Применение: пищевая промышленность, в оборонной и химической индустрии, кораблестроении, предприятиях по обработке сточных вод и приборостроении с повышенными требованиями.

Зажимы SX9 и SX12 – предназначены для небольших усилий, затяжка и ослабление происходит без усилий. Преимущества – высокая эффективность, постоянный контакт по всему диаметру шланга, края ленты со снятой фаской.





SX Safe – предназначен для щадящего зажимания, имея кольцо под хомутом. Внутреннее кольцо изготовлено из нержавеющей стали. Преимущества – наличие внутреннего кольца, что предохраняет тем самым шланг от разрывов.



SX Radial – радиальный пружинный хомут, укомплектованный полосой из нержавеющей стали. В отличие от SX Safe дополнительная полоса действует как пружина.



Power Clamps W1, W5 – очень выносливые двухленточные хомуты. Более мощные идут с двумя винтами. Изготовляются из нержавеющей стали.



Robust W1, W5 – выносливые хомуты с закругленными краями для выполнения тяжелой работы. Изготовляются из качественной углеродистой стали с последующим оцинкованием или хромированием. Имеются изделия из кислотостойкой нержавеющей стали.





Продукция KOVOPOL. Винтовые хомуты червячного типа KOVOPOL выпускаются в Чехии по лицензии фирмы Rasmussen GmbH, то есть на сегодняшний день NORMA Group. В 1998 году производство хомутов отошло под контроль фирмы GEMI, а в 2001 году фирма GEMI была куплена ABA Group. После объединения в 2006 году ABA и NORMA, KOVOPOL вернулся под контроль группы NORMA.

Червячные хомуты ECO. Это модификация известных хомутов GEMI (Германия), поставляемых на европейские заводы General Motors. Характерной особенностью ECO является, относительно других хомутов, мягкая лента, благодаря чему улучшается обжим поверхности шланга и тем самым обеспечивается герметизация соединения. Другая особенность – пониженный момент затяжки для достижения герметизации из-за мягкости ленты (рекомендуется не более 3,0 Нм).