Охлаждающие жидкости



В далекие времена в качестве низкозамерзающих жидкостей применялись спирты, солевые растворы, водные растворы на основе глицерина. Когда в мире антифризы улучшались с годом, в нас же «лед тронулся» лишь в 60-е годы, когда началось строительство ВАЗ. Так как техническая жидкость, применяемая в СССР, не подходила в двигатели Фиата, ставшего ВАЗ-2101, советские специалисты начали разработку охлаждающей жидкости не уступающей итальянской. Наверное, с этого и начинает свою историю антифриз марки «ТОСОЛ». Само название происходит от ТОС (технология органического синтеза) и ОЛ (спиртовое происхождение – этиленгликОЛь).

Антифризами называют водные растворы некоторых веществ: этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и других, не замерзающие при низких температурах.

Энциклопедический словарь.



Но какая разница что заливать. А разница есть – и в деньгах, и во времени, и в нервных клетках, которые, как известно не восстанавливаются. Антифриз – это слово, которое обозначает любую низкозамерзающую охлаждающую жидкость, а «Тосол» - это наименование торговой марки. Но у нас можно услышать, что сосед по гаражу залил «Тосол», а другой сосед не заливает тосол, а только антифриз!!!
К антифризам, помимо этиленгликолевых (очень распространены), относятся и близкие к ним пропиленгликолевые, пропаноловые и солевые. Не упомянуть воду было бы не правильно, так как до 50-х годов ее только и использовали, но только как охлаждающую жидкость. Вода доступна, безвредна, подходящая по теплоемкости. Но она кроме того что замерзает при 0° С и существенно расширяется в объеме, имеет низкую температуру кипения, не обладает смазочными свойствами и вызывает интенсивную коррозию блока, головки и радиатора.

Качество используемой жидкости важнее всего, так как она должна выдерживать высокую и низкую температуру, обладать смазывающими свойствами и предотвращать коррозию деталей.

Требования к антифризу.

1.Низкая коррозионная активность.
2.Низкая температура замерзания.
3.Высокая теплоемкость и теплопроводность.
4.Высокая температура кипения.
5.Высокая температура воспламенения.
6.Малая вспениваемость.
7.Инертность к резиновым шлангам.

Цвет антифриза служит для определения мест утечки жидкости. Но все же по цветам отличаются антифризы.
Антифризы стандартного набора присадок, чаще всего синего или голубого цвета. Они рассчитаны примерно на 2 года эксплуатации или 60 000 км пробега автомобиля.

Антифризы безнитритной группы бывают разных оттенков флуоресцентного зеленого цвета. Наличие таких ярких флуоресцентных красителей облегчает поиск места утечки жидкости с помощью ультрафиолетовой лампы. Они рассчитаны примерно на 3 года эксплуатации или 100 000 км пробега.

Антифризы безсиликатной группы, разработаны для увеличенного интервала замены, красятся ярко-красным или фиолетовым красителем. Такие рассчитаны примерно на 4 года или 150 000 км пробега.

Если у вашего автомобиля большой пробег или вы не предъявляете особых требований, то можно применять антифриз основной группы со сроком замены до 2 лет или 60 000 км пробега. Для большинства современных автомобилей, что эксплуатируются в разных нагрузочных режимах, рекомендовано применять антифриз сроком замены до 3 лет или 100 000 км пробега. Антифризы третьей группы отвечают самым передовым требованиям к охлаждающим жидкостям. Маркируются они в ярко-красный цвет и срок замены их до 4 лет или 150 000 км пробега.
Заливка некачественного антифриза может привести к неприятным последствиям: усиленная коррозия в системе, ускоренное разрушение подшипника помпы, плохой теплообмен из-за пенообразования, перегрев двигателя, кипение.

Вопросы к охлаждающим жидкостям

Чем отличаются обычные охлаждающие жидкости от нового поколения?
Антифризы изготавливаются на основе этиленгликоля с добавлением разных присадок. Антифризы разных производителей отличаются друг от друга составом этих присадок. Цвет жидкости на свойства не влияет. Характерной особенностью антифризов или концентратов является их полная безвредность к резине.

Когда нужно менять антифриз?
Согласно инструкциям автопроизводителя антифриз нужно менять раз в 3 года или не более 60 000 км пробега. Если этого не сделать, интенсивность коррозии и поломка помпы обеспечена.

Как заменить антифриз?
Слить старый, промыть систему водой с применением средств для очистки от накипи и ржавчины, после промыть чистой водой 2-3 раза. После этого залить новый антифриз.

Можно ли смешивать различные антифризы?
Основу антифриза составляют либо этиленгликоль либо пропиленгликоль, которые между собой можно смешивать, но как быть с пакетом присадок разных антифризов. Они могут быть несовместимы, и в результате образовать осадок или нежелательную реакцию.

Механику на заметку

Рыжий антифриз.
Если антифриз стал рыже-бурым, его надо немедленно менять, поскольку в системе охлаждения начался коррозионный процесс. Следующим этапом будет разъедание резиновых патрубков и уплотнений системы охлаждения и отопления, образование раковин в блоке и головке блока цилиндров двигателя.

Основные места утечек антифриза.
-между штуцером и патрубком;
-прорывы патрубков (чаще всего хомутами). Такие места хорошо видны при прогазовках;
-радиатор охлаждения;
-из-под пробки радиатора;
-кран печки (при прорыве мембраны штатного краника или течь керамического краника);
-радиатор печки;
-через сальник помпы;
-через пробитую прокладку головки блока цилиндров, раковины и трещины в блоке и головке блока в цилиндры и/или в масло;
-через прокладку впускного коллектора.

Кипит радиатор.
Иногда получается такая картина: радиатор кипит, а вентилятор бездействует. Все дело в том, что непорядочные производители не преминули воспользоваться формальным показателем 1,065 г/см³. Кроме того, что понижается температура замерзания, точка кипения такого антифриза уже не согласуется с температурой, при которой должен срабатывать датчик включения электровентилятора. Напрашивается вывод: не проводите испытаний с дешевыми антифризами.

Клапан крышки и термостат.
Нужно уделять внимание мелочам: датчик температуры ОЖ должен быть исправным, чтобы в случае реального перегрева, ушедшая в красную зону стрелка немедленно предупредила водителя об опасности. Но не всегда указатель показывает правильно. Причин тому несколько - это и переходное сопротивление на контактах (окисленных в том числе), плохое качество самих деталей и особые условия эксплуатации нередко способствуют тому, что указатель "молчит". Реже бывает, что двигатель не греется, а датчик показывает прогрев либо перегрев. В любом случае нужно проверить датчик и прозвонить электропроводку (контактные разъемы).
Еще есть случаи, когда в крышке клапан, который держит давление либо от коррозии, либо от брака производства отпадает. А нужен он для повышения температуры кипения ОЖ и предупреждения паровых пробок. Если его убрать, жидкость будет вскипать раньше, что вызовет образование паровых пробок в системе охлаждения и перегрев двигателя. Нельзя удалять и начинку термостата - если он неисправен, то нуждается в замене, а не в подобном ремонте. Хотя, если такая поломка застала вас в дальней дороге, то все методы хороши, чтобы доехать.

Этикетка на канистре охлаждающей жидкости.
Качественный товар должен фасоваться в качественную тару. Как правило это канистра с оригинальным дизайном этикетки на высоком полиграфическом уровне.
Покупая антифриз, внимательно прочитайте все надписи на этикетке. Если на ней указан срок хранения до 3 лет, значит, такой антифриз не может похвастаться большим эксплуатационным сроком. Если на ней написано, что антифриз не содержит силикатов, нитрит-нитратных соединений, боратов, фосфатов, аминов и имеет срок хранения до 5 лет, такой антифриз имеет улучшенные эксплуатационные свойства. На этикетке должна присутствовать дата изготовления и номер партии. Эта информация говорит о том, что производитель перед расфасовкой партии сделал анализ продукта и положил образец на хранение в случае рекламации от покупателей.
На этикетке также указывается информация о фирме-производителе: название, адрес, телефон, краткая инструкция по применению продукта, меры предосторожности, штрих-код, ссылка на ТУ и ГОСТ. Если такая информация отсутствует, от покупки лучше отказаться или купить на свой страх и риск.