Волосяные трещины
Нередко после окрашивания кузова автомобиля на поверхности лакокрасочного покрытия возникают разного рода дефекты. Одними из них являются, так называемые волосяные трещины. Свое называние они получили благодаря структуре и размерам: этот вид трещин неравномерно расползается по поверхности свежеокрашенного кузова и имеет толщину, примерно идентичную человеческому волосу.
Первоначально после покраски подобного рода дефект практически незаметен невооруженным взглядом. Лишь тщательный осмотр позволяет выявить микротрещины, которые в дальнейшем распространяются по поверхности. С высыханием краски и ростом внутренних напряжений такого рода трещины расползаются по все большей площади и в итоге могут привести лакокрасочное покрытие в полную негодность.
Основные причины возникновения волосяных трещин
Волосяные трещины могут появиться на свежеокрашенном кузове в виду целого ряда факторов. Среди основных из них можно назвать некачественную подготовку кузова к окрашиванию. Когда трещины были на старом покрытии и проступили вновь. Этот фактор нужно обязательно учитывать при покраске и качественно, до металла, очищать поверхность.
Кроме того, такого рода дефект может проявиться при несоблюдении технологии работы с двухкомпонентными красящими составами. Появление волосяных трещин в данном случае может быть связано с избытком или, наоборот, недостатком отвердителя. Кроме того, дефект может быть связан с некачественными компонентами краски, несоблюдением технологии ее производства либо с неправильной пропорцией составляющих компонентов.
Еще одной причиной образования волосяных трещин может стать неправильное грунтование. Нередко такого рода трещины проявляются в структуре грунта в связи с некачественным смешением компонентов одно- и двухкомпонентных грунтующих составов. Если же используется готовый грунт из аэрозольных баллончиков, к появлению дефектов может привести плохое встряхивание баллончика.
Так происходит потому, что компоненты грунта имеют разную массу, и при длительном хранении баллончика по-разному распределяются в его корпусе. Более тяжелые компоненты оседают, а более легкие оказываются вверху. Таким образом, изначально созданный производителем состав в связи с некачественным перемешиванием попросту теряет свои рабочие свойства либо кардинальным образом их изменяет.
Производителям данная проблема известна, и именно поэтому заводы-производители грунтов и лакокрасочных материалов рекомендуют тщательное смешивание.
Пренебрежение рекомендациями и приводит, зачастую, к такого рода неприятным последствиям.
Часто причиной образования волосяных трещин может служить и излишне толстый слой ремонтной шпатлевки на кузове. Нередко подобное явление встречается в случаях некачественного кузовного ремонта, когда вместо более тщательного выправления металлических поверхностей ремонтники прибегают к шпатлевке как наиболее простому способу «выпрямить» поверхность.
При этом внутренние свойства шпаклюющих составов и металла сильно отличаются, а в процессе высыхания в толстом слое шпатлевки образуются сильные внутренние напряжения. Именно они и «разрывают» зашпаклеванную поверхность, приводя к появлению микротрещин.
Кроме того, большинство предложенных на рынке шпаклевок имеют двухкомпонентный состав на основе эпоксидных смол. Смешивать компоненты следует четко в соответствие с предписаниями производителя, хотя и возможны небольшие отклонения. Однако нередко ради более быстрого высыхания состава «перебарщивают» с отвердителем.
Ускоренное застывание в тонком слое не приводит к серьезным последствиям, однако в случае большой толщины зашпаклеванной области скорость высыхания резко увеличивает напряжения и приводит к микротрещинам.
Как избежать появления волосяных трещин?
Как избежать появления волосяных трещин?
Наиболее надежным способом избежать микротрещин является качественная подготовка кузова к покраске. Наиболее важным и ответственным этапом в данном процессе является обезжиривание. Здесь нужно уделить огромное внимание разного рода дефектам кузова и оперативно их устранить.
Помните, что любой, даже мельчайший скол, трещина или плохо обезжиренный участок обязательно проявятся после наложения красочного слоя.
Немаловажным фактом, как уже говорилось выше, является и четкое следование инструкциям производителей грунтующих и лакокрасочных материалов. В особенности это касается двухкомпонентных составов. Для их приготовления четко соблюдайте пропорции, пользуясь мерной тарой и вискозиметром.
Если кузов к покраске готовится самостоятельно, избегайте также толстых слоев шпаклевки, а при покраске не накладывайте толстого слоя грунта и лакокрасочного покрытия. Помните, чем слой толще рекомендованного, тем выше риск появления недостатков на готовом кузове.
Причем это могут быть не только волосяные трещины, но и потеки краски, «раковины» и прочие виды дефектов, способных полностью испортить результат выполненной работы. Немаловажным является и соблюдение толщины отдельных слоев. Они должны полностью соответствовать рекомендованному уровню.
Как устранить волосяные трещины?
К сожалению, ликвидировать волосяные трещины на готовом кузове «малой кровью» не удастся. Нужно полностью ликвидировать весь поврежденный участок краски, после чего вновь осуществить процедуру окрашивания с самого начала.