Цетановое число, так же как октановое число для бензина - это параметр, определяющий качество солярки и тоже определяется в лабораторных условиях, на специальной моторной установке.
Цетановое число определяется подбором смеси эталонных углеводородов - н-гексадекана (цетана) и альфа-метилнафталина в эталонном топливе. Цетан обладает хорошей самовоспламеняемостью, которую принимают за 100 ед. Другой компонент (альфа-метилнафталин) – загорается плохо, и его цетановое число принимают за 0. Изменяя содержание указанных веществ в эталонной смеси, можно менять значение самовоспламеняемости от 0 до 100 ед.
К сожалению, на АЗС параметры дизтоплива, не указываются и судить о качестве солярки, залитой в бак автомобиля, можно только после пуска двигателя или определить «на слух» изменения его в работе.
Улучшить воспламенение и сгорание некачественной солярки можно добавив специальные присадки, повышающих его цетановое число. В их состав входят спиртовые соединения сложных эфиров и добавляются они в топливо в количестве, не превышающем 0,1% его объема.
Известно, что для обеспечения нормальной работы любого двигателя необходимо использовать топливо с оптимальными характеристиками. Для дизельных двигателей оптимальное цетановое число по ГОСТу — не менее 45. Применение топлива с числом менее 45 приводит к «жесткой» работе двигателя, вызывая его ускоренный износ, а иногда и разрушение. В то же время залив солярку с ЦЧ выше 50 будете иметь ухудшение полноты сгорания дизтоплива, в результате чего уменьшаются мощность и экономичность двигателя.