Современные материалы для автомобилей

Карбон

При создании современных спорткаров используются такие материалы, как карбон, керамика, алюминий и т. д. Попробуем разобраться, что и для чего применяется.
Самый современный из используемых материалов — карбон. Идея его применения в спортивных автомобилях родилась в 70-х годах в «Формуле-1». Название материала происходит от латинского carbonis — «уголь». Основу этого композитного материала составляют нити углерода, у которых просто изумительные параметры: характеристики сопротивления растяжению-сжатию, как у стали, плотность, а соответственно и масса, меньше, чем у алюминия (при одинаковой прочности карбон на 40% легче стали и на 20% — алюминия), минимальное расширение при нагреве, высокая износостойкость и устойчивость к химическим воздействиям. Единственный недостаток карбона в том, что нити работают только на растяжение, поэтому используются как армирующий материал. Для применения в кузовах и панелях автомобилей делают карбоновое волокно (переплетенные нити карбона и резины). Конструкция фиксируется эпоксидными смолами. Кроме того, карбоновое волокно используют для изготовления карбоново- керамических тормозных дисков (рис. 1) и дисков сцепления (Mercedes McLaren, Porsche Carrera GT) — они гораздо устойчивее к перегреву и сохраняют работоспособность при более высоких, чем стальные диски, температурах (рис. 2).

карбоново-керамические тормозные диски и диски сцепления
Рис. 1

Алюминий

Второй материал, которому отдают предпочтение разработчики суперкаров — алюминий, точнее, его сплавы. Они легки и почти не подвержены коррозии. Из алюминиевых сплавов изготавливают не только моторные блоки цилиндров и наружные кузовные панели, но и сам несущий кузов, а также элементы подвесок. Такая конструкция гораздо легче привычной стальной. Одна из сложностей применения крылатого металла связана с его сваркой. Ее нужно производить в среде инертных газов, используя специальную присадочную проволоку. Некоторые компании (например, Lotus) вовсе отказываются от сварки, попросту склеивая панели несущего кузова специальным составом и усиливая места стыков заклепками.

алюминиевый кузов
Рис. 2

И соединение получается не менее прочным!
Кроме того, в спорткарах широко применяются пластики. Особо прочный и эластичный пластик используется для изготовления кузовных панелей, а в некоторых моделях (например, Chevrolet Corvette) и всей наружной части кузова. При этом несущая конструкция выполнена в виде каркаса, на который навешен декоративный кузов.

Крыши

За последнее десятилетие складные крыши существенно изменились. Раньше они классифицировались только по конструкции (просто брезент, который надевается вручную на крышу, или складная конструкция) и в зависимости от механизма привода (ручной, электрический, гидравлический). Сегодня же появились складные автоматические жесткие крыши, которые, по сути, стерли четкую грань между купе и кабриолетами.
Пионерами в этой области стали французская инжиниринговая компания Heuliez (для Peugeot и Opel) и ателье Karmann (для Renault, Mercedes и Chrysler). Впрочем, несмотря на то, что производители разные, их механизмы по принципу действия очень близки. Складной жесткий верх состоит из собственно крыши и заднего стекла с боковыми стойками. После нажатия на кнопку крыша отходит назад, приподнимается крышка багажника, верх складывается пополам и «прячется» в багажное отделение (сложенная крыша обычно занимает до 75% объема багажного отсека), после чего крышка багажника возвращается на свое место. Как правило, вся процедура складывания верха занимает около 30 секунд.

складные крыши