Предназначением свечей зажигания в двигателе транспортного средства является образование искровой энергии в камере сгорания автомобиля для воспламенения топливо-воздушной смеси. Свечи зажигания в совместной работе с другими компонентами двигателя — системой впрыска топливной смеси и системой зажигания, определяют основную функциональность двигателя. Свеча должна надежно и стабильно обеспечивать старт и бесперебойную эксплуатацию во время разгона и набора максимальной производительности двигателя транспортного средства. Свеча зажигания в любых условиях, без перегрева и разгерметизации должна гарантированно доставить искровую энергию в камеру сгорания.
Свечи зажигания, в свою очередь, обеспечивают стабильную работу при соблюдении определенных условий:
Свеча зажигания вставлена в двигатель в соответствии с рекомендациями из паспорта на транспортное средство;
Используемая собственником марка бензина соответствует указанной в паспорте на двигатель автомобиля;
Система зажигания в автомобиле отлажена и хорошо работает;
Система впрыска в автомобиле отлажена и хорошо работает;
При вворачивании свечи зажигания в головку блока двигателя не должен быть превышен крутящий момент.
Осматривая снятые с двигателя свечи зажигания, следует обратить внимание на цвет и состояние теплового конуса изолятора. Если на нем есть даже незначительный слой нагара коричнево-кремового цвета, то можно сделать вывод, что тип (а именно — тепловая характеристика) соответствует двигателю, и все системы работают нормально. Данный нагар не нужно очищать, так как он не нарушает работу свечей зажигания. Если для двигателя используется этилированный бензин, то на тепловом конусе при нормальной работе свечей будет образовываться порошкообразный налет сероватого оттенка, не нарушающий бесперебойность эксплуатации свечей.
В случае, если на электродах и тепловом конусе свечей зажигания наблюдается сильный слой нагара черного цвета, то тогда их необходимо очистить. Причиной появления нагара может быть:
Неполное сгорание топливной смеси, которое происходит по причине переобогащения ее топливом или длительным периодом работы двигателя на холостом ходу приводит к появлению рыхлого черно-матового нагара.
Несоответствие типа свечи зажигания к двигателю по тепловой характеристике может послужить причиной твердого нагара черного цвета. Свеча в данном случае всегда будет холодной, а температура теплового конуса не достигает температуры самоочищения. Нагар черного цвета может появиться также при неправильной работе системы зажигания или избыточного количества масла, которое попадает в камеру сгорания, что является следствием плохого состояния двигателя. Если нагар будет сильным, то свечи зажигания необходимо почистить;
Наличие белого, светло-желтого или светло-серого нагара на тепловом конусе свидетельствует о том, что свечи зажигания перегреваются при работе. Причиной перегрева может быть не только несоответствие типа свечи двигателю, но и плохой затяжкой свечи зажигания в гнезде, отсутствием прокладки или наличием грязи, которая мешает отводить тепло от свечи. Другими причинами перегрева, который, кстати, сопровождается повышенной эрозией электродов, могут быть неисправности в системе охлаждения или слишком поздний момент зажигания.