- Пасмурные дни не редкость. И в это время многим автовладельцам не хватает света штатных фар. Но им могут помочь
противотуманные фары
- ... Надо сказать, что стандартных фар ближ
- него и дальнего света не всегда достаточно и в хорошую погоду. В дождь же и особенно в туман они могут способствовать возникновению даже отрицательного эффекта: широкий луч засвечивает пространство впереди автомобиля, создавая световую завесу как для водителя, так и для встречного транспорта. Чтобы решить эту проблему, необходимы фары дополнительного освещения, имеющие определенную характеристику светового потока и установленные специальным образом. Такие обычно называют противотуманными и располагают как можно ближе к поверхности дороги, чтобы в тумане световой луч попадал в зону, свободную от парящего над землей конденсата (0,3—0,7 м). Чем выше стоят противотуманки, тем хуже они выполняют свою роль, а установка мощных осветителей на «кенгурятнике» или крыше внедорожника превращает их в прожекторы, абсолютно бесполезные при дожде, пылевой буре и все том же тумане. Поэтому их нужно ставить под бампером (если это устаревшие метеллические конструкции) или непосредственно в нем (если это современные интегральные детали). И, конечно, противотуманные фары должны отвечать не только требованиям ПДД, но и международных нормативных актов (Правилам ЕЭК ООН). В соответствии с требованиями последних луч противотуманной фары «обязан» обладать особым широкоугольным светораспределением с горизонтальным углом рассеивания до 70 градусов и четко очерченной верхней границей. Проще говоря, быть плоским и широким. Еще одно условие: увеличенный угол наклона вниз. Сочетание этих параметров и дает желаемый противотуманный эффект. Наибольшее распространение получили противотуманные фары с галогенными лампами НЗ АКТ12-55-1 мощностью 55 Вт. Светового потока такой лампы (1100 люмен) вполне достаточно для освещения дорожного полотна на расстоянии 25-30 м. Если ваш автомобиль не оборудован штатными противотуманками или они вас по каким-то соображениям не устраивают, можно подобрать подходящие в ближайшем автомагазине.
Строго по Правилам
- При выборе подобной светотехники
- следует учитывать мощность электрооборудования машины, предполагаемое место установки (это определит размеры и форму выбираемой фары), а также наличие в комплекте необходимого крепежа, проводов с наконечниками, выключателей и реле. Нелишними окажутся данные о коэффициенте полезного действия (КПД) фары. Он прямо связан полезной площадью ее рефлектора: чем больше отражающая поверхность, тем больше света. При одинаковой мощности лампы фара с малым рефлектором, размеры которой не превышают 4x10 см, фактически ничего не освещает, светового потока хватает на 5-8 м. Фары больших размеров (7х10 см и далее) дают световой поток в два раза больший - «сила» сравнима с действием фар ближнего, а иногда и дальнего света. Климат вашей местности и предполагаемые условия эксплуатации (дождь, слякоть, соль, гравий) определяют требуемую прочность конструкции противотуманной фары, ее геометрию, жесткость контактов, необходимость защитной решетки на рассеивателе и т.д. Кстати, конструкция рассеиаателя света составляет одну из основных технических особенностей продукции каждой фирмы-изготовителя. Главная задача — сконструировать стекло так, чтобы оно давало свет, скорректированный по ширине и высоте строго в зависимости от поставленной задачи. «Противотуманки» не должны также перекрывать доступ воздуха к радиатору и касаться бордюров во время парковки. Самое оптимальное их расположение определено ГОСТом 8769-75 и ПДД: минимальная высота установки - 250 мм от поверхности дороги, но не выше фар ближнего света. По ширине расстояние от внешнего габарита автомобиля до фары не должно превышать 400 мм.
Родной ГОСТ
- Приобретая противотуманные фары, внимательно осмотрите стекло, убедитесь в его целостности и совпадении указателя «верх» с выбранной вами системой крепления. Одни и те же фары выпускаются в корпусах для нижнего и верхнего крепления. На рассеивателе должен стоять знак «Е» - соответствие требованиям ЕЭК ООН. Желательно наличие на корпусе даты изготовления, клейма приемки, маркировки ГОСТа и ТУ, которым данная фара соответствует.
- В последнее время в широком ассортименте появились так называемые щелевые фары. Их световая диаграмма имеет малый вертикальный (30-50) и большой гори зонтальный (70-80) углы рассеивания, и они как нельзя лучше подходят для использования в качестве противотуманных. Такие фары очень хороши для дополнительного освещения, и в обычную погоду низкий край светового потока меньше ослепляет встречных водителей, а ширина луча позволяет осветить обочину или тротуар.
- При
выборе противотуманок
- сразу поинтересуйтесь их происхождением. Всю продукцию можно условно разделить на три основные группы: произведенные в Юго-Восточной Азии, европейские и отечественные. Причем первые, как правило, данных о мощности и спектральном составе не содержат, как и сведений о сертификации органами, контролирующими их качество. В результате покупатель получает подобие елочной гирлянды, не только бесполезное, но и опасное. Попытки выехать за счет сверхмощных ламп не помогают владельцу машины, зато сильно усложняют жизнь встречным водителям. С европейскими и японскими фарами проще: здесь и мощность разумная, и характеристики луча гарантируются. Вот только цены кусаются: классные фары японской фирмы обойдутся вам в 100 долларов за штуку, а комплект немецкой фирмы «Hella», включающий монтажный набор, проводку, крепеж, реле, две лампы, защитные чехлы и наконечники,- в 90 долларов. «Противотуманки» отечественного производства самые доступные по цене и приемлемые по качеству. «Родной» ГОСТ дает хоть какую-то гарантию, а набор примерно из 17 базовых моделей - от традиционных «тарелок» до миниатюрной двадцатой серии с принципиально новой оптической системой - удовлетворит любого покупателя.