Электросхема автомобиля Газ 13 “Чайка”
Электрооборудование автомобиля—постоянного тока, напряжением 12 вольт, однопроводной системы. С массой автомобиля соединены отрицательные клеммы батареи, генератора и потребителей тока. Провода имеют хлорвиниловую изоляцию.
Генератор — двухполюсный, шунтовой с максимальным током-отдачи 32 а. Между клемами Я и М генератора установлен блокировочный конденсатор типа КН-2 емкостью 0,1 микрофарады,. предназначенный для снижения помех радиоприему. Шкив генератора имеет ребра для создания потока воздуха, охлаждающего обмотки генератора. Вал генератора установлен на двух шариковых подшипниках закрытого типа. Подшипники имеют запас смазки, достаточный для работы генератора до его капитального ремонта. Двумя нижними лапами генератор с помощью болтов крепится к кронштейну двигателя. Третья, верхняя лапа генератора, соединенная с планкой болтом, служит для регулирования натяжения ремней привода.
Уход за генератором заключается в содержании его в чистоте. Крепления генератора должны быть туго затянуты. Натяжение ремней должно быть таково, чтобы при нажатии на них с усилием 2,5— 3,0 кг прогиб ремней был бы равен 10 мм.
После пробега 6000 км проверьте состояние щеток и легкость их перемещения в щеткодержателях- В случае заедания щеток дефект следует устранить. Щетки, изношенные до размера 17 мм, замените новыми. Продуйте генератор сжатым воздухом. Проверьте состояние рабочей поверхности коллектора. В случае загрязнения протри те его чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. В случае подгорания коллектор зачистите стеклянной шкуркой, а при значительном подгорании сдайте генератор в ремонт.
После пробега 24000 км снимите генератор и сдайте в мастерскую для профилактической проверки и ремонта.
Рис. 1 Схема реле-регулятора и его включение.
1-замок зажигания, 2-контрольная лампочка зарядки батареи.
Реле-регулятор состоит из трех приборов, смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух: реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока (рис. 1).
Уход за реле-регулятором производится через каждые 6000 км и заключается в проверке креплений самого реле-регулятора и проводов и проверке с помощью приборов исправности действия реле-регулятора. Проверку делайте на холодном реле-регуляторе при температуре окружающего воздуха 15—20°С.
Вскрытие и регулировка реле-регулятора могут производиться только квалифицированным электриком в специальной мастерской, располагающей необходимой аппаратурой.
Для проверки реле обратного тока без снятия с автомобиля отсоедините черный провод от клеммы Б реле-регулятора и между этим проводом и клеммой Б реле-регулятора с помощью дополнительного проводника включите контрольный амперметр. Контрольный вольтметр включите между клеммой Я и массой.
Запустите двигатель и медленно повышайте его обороты. Определите напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока- Этот момент легко заметить по отклонению стрелки контрольного амперметра. Напряжение включения реле обратного тока должно быть в пределах 12,2—13,2 в. Затем, уменьшая число оборотов, определите величину обратного тока, при которой размыкаются контакты реле обратного тока. Обратный ток выключения реле должен быть в пределах 0,5—6,0 а.
В случае, если при повышении числа оборотов увеличение показаний вольтметра прекращается и включение реле не происходит (стрелка амперметра не отклоняется), необходимо сначала проверить и подрегулировать величину регулируемого напряжения, а затем величину напряжения включения реле обратного тока.
Для увеличения напряжения включения следует усилить натяжение пружины, отгибая скобу, за которую зацеплен нижний конец пружины.
Для проверки регулятора напряжения контрольный амперметр оставьте включенным, как при проверке реле обратного тока, а вольтметр включите между клеммой Б реле-регулятора и массой. Запустите двигатель, дайте ему средние обороты, примерно 1500 об/мин. При этом контрольный амперметр должен показывать ток отдачи генератора. Далее отключите батарею. Включите такое число потребителей тока (фары, радиоприемник, стеклоочиститель,, электродвигатели отопителя и др.), чтобы контрольный амперметр показал нагрузку генератора, равную 16 а. Напряжение на контрольном вольтметре должно быть 13,8—14,6 в.
При превышении указанного напряжения ослабляют натяжение пружины якоря, при слишком низком напряжении натяжение пружины увеличивают, для чего отгибают скобу, за которую зацеплена. пружина.
При проверке ограничителя тока включение приборов остается то же, что и при проверке регулятора напряжения, но батарея должна быть включена в сеть. Запустите двигатель и установите те же обороты, что и при проверке регулятора напряжения. Включайте постепенно потребителей тока. Когда стрелка, несмотря на дальнейшее включение потребителей, остановится, то амперметр покажет максимальное регулируемое значение тока отдачи генератора. Оно должно быть в пределах 30—33 а. Для увеличения отдачи генератора натяжение пружины следует увеличить, для уменьшения — ослабить.
Стартер типа СТ-101—дистанционного управления, включается при повороте ключа зажигания в крайнее правое положение. При этом ток подается в дополнительное реле, которое включает тяговое реле стартера, имеющее две обмотки: втягивающую и удерживающую. Ток, поступающий в тяговое реле стартера, втягивает якорь-реле, который вводит шестерню стартера в зацепление с шестерней двигателя. В конце хода якорь замыкает главные контакты реле и подает ток в обмотки стартера. При замыкании главных контактов втягивающая обмотка стартера заторачивается, и якорь тягового реле удерживается во включенном положении только удерживающей обмоткой. После того, как двигатель запустится, обмотка дополнительного реле оказывается под разностью напряжений генератора и батареи и отключается.
Дополнительное реле стартера—типа РС-24Б, включается при напряжении 9—10 в, выключается при 3—4 в.
Несмотря на автоматическое отключение стартера все же не следует держать ключ зажигания в крайнем правом положении, после того как двигатель запустится.
Уход за стартером заключается в подтяжке крепления самого стартера и проводов к нему и очистке от грязи как снаружи, так и’ внутри. Для внутренней очистки снимите защитную ленту и продуйте стартер сухим сжатым воздухом. Проверьте состояние рабочей поверхности коллектора. В случае загрязнения протрите ее чистой тряпкой, слегка смоченной в неэтилированном бензине. Если коллектор подгорел, то зачистите его, мелкой стеклянной шкуркой. При значительном подгорании стартер разберите и коллектор проточите.
Через 24000 км стартер снимите и отдайте в мастерскую специалисту электрику для проверки и ремонта.
Для освещения дороги на автомобиле установлены нормальные и туманные фары. Фары типа ФГ-105 для освещения дороги имеют полу разборный оптический элемент с двух нитевой лампочкой. Нижняя нить лампочки мощностью 50 вт дает дальний свет, верхняя— мощностью 40 вт—ближний свет.
Для смены лампочки снимите ободок фары, выньте оптический элемент и откройте крышку сзади элемента. Лампочку вставляйте так, чтобы вырез в ее фланце был направлен вниз.
Туманная фара имеет лампочку 50×21 вт, от которой используется только нить на 50 вт. Центры световых пятен для туманных фар должны быть на высоте 230 мм от пола и на 725 мм вправо и влево от продольной оси автомобиля.
Рис. 2 Управление радиоприемником А13.
1—кнопка подъема антенны, 2—клавиша автоматической настройки, 3—кнопка» опускания антенны, 4—регулятор чувствительности автоматической настройки, 5—ручка ручной настройки, 6—ручка включения приемника и регулятор громкости, 7—регулятор тембра.
Настраивать приемник на станцию можно вручную, вращением’ правой ручки или автоматически. Для этой цели необходимо нажать клавишу автоматической настройки. При этом стрелка будет перемещаться слева направо до первой работающей станции (с .достаточной напряженностью поля) и на ней остановится. Последующими нажатиями на эту клавишу можно настроиться на любую работающую радиостанцию данного диапазона.
Изменение громкости на приемнике А13 достигается поворотом ручки 6. Тембр воспроизведения звука регулируется поворотом ручки 7 регулятора тембра, находящийся под ручкой регулятора громкости. Регулятором чувствительности автоматической настройки 4 пользуются для снижения уровня помех при слушании мощных и местных радиостанций. Поворотом этой ручки по часовой стрелке в крайнее положение достигается наивысшая чувствительность радиоприема. При повороте ручки до отказа против часовой стрелки уровень помех снижается до минимума. При этом •снижается и громкость радиоприема.
Рис. 3 Управление радиоприемником АРВ-60-2.
1—ручка включения приемника и регулятор громкости, 2—ручка подъема и опускания антенны, 3—кнопки включения диапазонов, 4—клавиша автоматической настройки, 5—ручка ручной настройки, 6—регулятор тембра.
На приемнике АРВ-60-2 изменение громкости звука производится ручкой / и регулирование тембра ручкой 6 (рис. 3).
В задней части кузова имеется дополнительный динамик. Он управляется регулятором громкости, расположенным на торце левого подлокотника.
Для выключения приемника опустите антенну, нажав на правую верхнюю кнопку (у приемника А13) или повернув влево ручку 2 (приемник АРВ-60-2), выключите радиоприемник, повернув ручку регулятора громкости до отказа против часовой стрелки и -выключите замок зажигания. В выключенном положении замка зажигания антенна не опускается.
Прикуриватель —электрический, с металлической спиралью, нагревающейся при включении тока. Для пользования прикуривателем нажмите на ручку прикуривателя до отказа и отпустите. При этом включается ток и нагревается спираль. После нагрева патрон прикуривателя пружиной автоматически со щелчком выдвигается в первоначальное положение. Затем выньте патрон за ручку и используйте для прикуривания.
Время накаливания спирали при нормальном напряжении сети должно быть не более 16—20 секунд. Запрещается удерживать патрон прикуривателя рукой, так как это приводит к перегоранию спирали. Повторное включение прикуривателя можно делать не ранее чем через 30 секунд после его выключения. Если прикуриватель выключается не нагревшись (слишком быстро) или, наоборот, слишком медленно, то отрегулируйте время его выключения подгибанием его пружины.
Через каждые 500 включений производите зачистку контактирующих поверхностей прикуривателя и, если необходимо, регулируйте время его выключения, как указано выше.
Стеклоподъемники
Стеклоподъемники дверей снабжены электрическим приводом. Они размещены внутри дверей. Корпус 2 стеклоподъемника крепится на внутренней панели двери четырьмя винтами (рис. 49). На корпусе тремя винтами крепится электродвигатель в сборе с редуктором, малая шестерня которого находится в зацеплении с зубчатым сектором И.
К сектору прикреплен ведущий рычаг 10, внешний конец которого является шарнирной опорой ведомых рычагов: одного длинного 6 и двух коротких 5. На концах ведомых рычагов установлены на пальцах ролики, которые могут перемещаться в двух кулисах: подвижной, верхней 7 и неподвижной нижней 4. Верхняя кулиса соединена двумя винтами с обоймой 8стекла 9, нижняя закреплена двумя винтами на внутренней панели двери.
Электродвигатель стеклоподъемника—реверсивный, с двумя обмотками последовательного возбуждения: одна обмотка служит для подъема стекла, другая—для опускания. Направление вращения якоря можно менять с помощью переключателя, установленного на внутренней стенке каждой двери, а также на передней левой двери для всех стеклоподъемников. Во избежание перегрузки источников тока не следует одновременно включать более одного стеклоподъемника.
Червячное колесо редуктора не закреплено жестко на валу сектора, а зажато на нем с помощью двух фрикционных шайб 12 и тарельчатой пружины 13. Сила нажатия пружины регулируется гайкой 14. Во избежание само отвертывания гайка стопорится шайбой 15 с усом. Фрикционная передача отрегулирована на заводе на крутящий момент 0,5—0,6 кем. Фрикционное устройство предупреждает перегрузку при неисправностях стеклоподъемника и исключает заклинивание в крайних положениях стекла.
В случае, если стекло не перемещается при включении электродвигателя, причинами неисправности могут быть: выключение электрических предохранителей, проскальзывание фрикциона или заклинивание механизма- Имеется два предохранителя. Первый находится в самом электродвигателе. Он имеет биметаллическую пружину, которая при нагревании изгибается и выключает ток.
После остывания, на что требуется одна минута, пружина изгибается в обратную сторону и включает ток. Второй предохранитель также имеет биметаллическую пружину, но в отличие от первого предохранителя только размыкает цепь, а для включения требует нажатия кнопки- Эта кнопка— крайняя левая на нижней отбортовке панели приборов.
Если якорь электродвигателя стеклоподъемника вращается, а стекло не перемещается, то причиной неисправности является проскальзывание фрикциона. В этом случае снимите внутренние ручки двери, отверните винты обшивки и снимите обшивку- Далее, поставив стекло в верхнее положение, отключите аккумуляторную батарею от сети, отверните два винта крепления нижней кулисы, четыре винта крепления стеклоподъемника и выньте стеклоподъемник, через люк панели двери. Отсоедините провода.
Отопление и вентиляция
Для отопления кузова используется горячая вода, поступающая в радиатор отопителя из системы охлаждения двигателя.
Рис. 4 Схема отопления и вентиляции автомобиля.
1—внутренний люк вентиляции, 2—люк воздухопритока, 3—электродвигатель подачи воздуха в кузов, 4—краник горячей воды, 5—электродвигатель подачи воздуха для обдува ветрового стекла, 6—выходной патрубок обдува ветрового стекла, 7—ручка включения вентилятора обдува, 8—ручка включения вентилятора отопления, 9—рукоятка люка вентиляции, 10—рукоятка люка воздухопритока, 11—выходные патрубки отопления заднего помещения кузова.
Важно не только подогревать воздух в кузове, но также и постоянно его вентилировать, в противном случае влага, выделяющаяся при дыхании людей, вызывает запотевание стекол.
Для доступа в отопитель свежего воздуха открывайте крышку 2 (рис. 51) люка посредством рукоятки 10. Если при этом рукояткой 9 открыть еще и внутренний люк /, то свежий воздух без подогрева
поступит в кузов. Для того, чтобы поступающий в отопитель воздух нагревался, следует открыть краник 4,установленный на двигателе, закрыть рукояткой 9 вентиляцию и включить поворотом рукоятки 8 электромотор 3 отопителя. При этом подогретый воздух поступает как в переднее, так и в заднее отделение кузова. Отоплением можно пользоваться не только на ходу автомобиля, но и при стоянке с работающим двигателем.