Схема электрооборудования ГАЗ-13

gaz13

Электросхема автомобиля Газ 13 “Чайка”

Электрооборудование автомобиля—постоянного тока, напряже­нием 12 вольт, однопроводной системы. С массой автомобиля со­единены отрицательные клеммы батареи, генератора и потребите­лей тока. Провода имеют хлорвиниловую изоляцию.

 

Генератор — двухполюсный, шунтовой с максимальным током-отдачи 32 а. Между клемами Я и М генератора установлен бло­кировочный конденсатор типа КН-2 емкостью 0,1 микрофарады,. предназначенный для снижения помех радиоприему. Шкив генера­тора имеет ребра для создания потока воздуха, охлаждающего об­мотки генератора. Вал генератора установлен на двух шариковых подшипниках закрытого типа. Подшипники имеют запас смазки, достаточный для работы генератора до его капитального ремонта. Двумя нижними лапами генератор с помощью болтов крепится к кронштейну двигателя. Третья, верхняя лапа генератора, соеди­ненная с планкой болтом, служит для регулирования  натяжения ремней привода.

Уход за генератором заключается в содержании его в чистоте. Крепления генератора должны быть туго затянуты. Натяжение рем­ней должно быть таково, чтобы при нажатии на них с усилием 2,5— 3,0 кг прогиб ремней был бы равен 10 мм.

После пробега 6000 км проверьте состояние щеток и легкость их перемещения в щеткодержателях- В случае заедания щеток дефект следует устранить. Щетки, изношенные до размера 17 мм, замените новыми. Продуйте генератор сжатым воздухом. Проверьте состоя­ние рабочей поверхности коллектора. В случае загрязнения протри те его чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. В случае подго­рания коллектор зачистите стеклянной шкуркой, а при значитель­ном подгорании сдайте генератор в ремонт.

После пробега 24000 км снимите генератор и сдайте в мастер­скую для профилактической проверки и ремонта.

47

Рис. 1 Схема реле-регулятора и его включение.

1-замок зажигания, 2-контрольная лампочка зарядки батареи.

Реле-регулятор состоит из трех приборов, смонтированных на общей панели и заключенных в общий кожух: реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока (рис. 1).

Уход за реле-регулятором производится через каждые 6000 км и заключается в проверке креплений самого реле-регулятора и про­водов и проверке с помощью приборов исправности действия реле-регулятора. Проверку делайте на холодном реле-регуляторе при температуре окружающего воздуха 15—20°С.

Вскрытие и регулировка реле-регулятора   могут производиться только квалифицированным электриком в специальной мастерской, располагающей необходимой аппаратурой.

Для проверки реле обратного тока без снятия с автомобиля от­соедините черный провод от клеммы Б реле-регулятора и между этим проводом и клеммой Б реле-регулятора с помощью дополни­тельного проводника включите контрольный амперметр. Контроль­ный вольтметр включите между клеммой Я и массой.

Запустите двигатель и медленно повышайте его обороты. Опре­делите напряжение, при котором замыкаются контакты реле обрат­ного тока- Этот момент легко заметить по отклонению стрелки контрольного амперметра. Напряжение включения реле обратного тока должно быть в пределах 12,2—13,2 в. Затем, уменьшая число оборотов, определите величину обратного тока, при которой размы­каются контакты реле обратного тока. Обратный ток выключения реле должен быть в пределах 0,5—6,0 а.

В случае, если при повышении числа оборотов увеличение пока­заний вольтметра   прекращается и включение  реле не происходит (стрелка амперметра не отклоняется), необходимо сначала прове­рить и подрегулировать величину регулируемого напряжения, а за­тем величину напряжения включения реле обратного тока.

Для увеличения напряжения включения следует усилить натя­жение пружины, отгибая скобу, за которую зацеплен нижний конец пружины.

Для проверки регулятора напряжения контрольный амперметр оставьте включенным, как при проверке реле обратного тока, а вольтметр включите между клеммой Б реле-регулятора и мас­сой. Запустите двигатель, дайте ему средние обороты, примерно 1500 об/мин. При этом контрольный амперметр должен показывать ток отдачи генератора. Далее отключите батарею. Включите такое число потребителей тока (фары, радиоприемник, стеклоочиститель,, электродвигатели отопителя и др.), чтобы контрольный амперметр показал нагрузку генератора, равную 16 а. Напряжение на конт­рольном вольтметре должно быть 13,8—14,6 в.

При превышении указанного напряжения ослабляют натяжение пружины якоря, при слишком низком напряжении натяжение пру­жины увеличивают, для чего отгибают скобу, за которую зацеплена. пружина.

При проверке ограничителя тока включение приборов остается то же, что и при проверке регулятора напряжения, но батарея долж­на быть включена в сеть. Запустите двигатель и установите те же обороты, что и при проверке регулятора напряжения. Включайте постепенно потребителей тока. Когда стрелка, несмотря на дальней­шее включение потребителей, остановится, то амперметр покажет максимальное регулируемое значение тока отдачи генератора. Оно должно быть в пределах 30—33 а. Для увеличения отдачи ге­нератора натяжение пружины следует увеличить, для уменьшения — ослабить.

Стартер типа СТ-101—дистанционного управления, включается при повороте ключа зажигания в крайнее правое положение. При этом ток подается в дополнительное реле, которое включает тяговое реле стартера, имеющее две обмотки: втягивающую и удерживаю­щую. Ток, поступающий в тяговое реле стартера, втягивает якорь-реле, который вводит шестерню стартера в зацепление с шестерней двигателя. В конце хода якорь замыкает главные контакты реле и подает ток в обмотки стартера. При замыкании главных контактов втягивающая обмотка стартера заторачивается, и якорь тягового реле удерживается во включенном положении только удерживаю­щей обмоткой. После того, как двигатель запустится, обмотка до­полнительного реле оказывается под разностью напряжений гене­ратора и батареи и отключается.

Дополнительное реле стартера—типа РС-24Б, включается при напряжении 9—10 в, выключается при 3—4 в.

Несмотря на автоматическое отключение стартера все же не следует держать ключ зажигания в крайнем правом положении, после того как двигатель запустится.

Уход за стартером заключается в подтяжке крепления самого стартера и проводов к нему и очистке от грязи как снаружи, так и’ внутри. Для внутренней очистки снимите защитную ленту и продуй­те стартер сухим сжатым воздухом. Проверьте состояние рабочей поверхности коллектора. В случае загрязнения протрите ее чистой тряпкой, слегка смоченной в неэтилированном бензине. Если кол­лектор подгорел, то зачистите его, мелкой стеклянной шкуркой. При значительном подгорании стартер разберите и коллектор проточите.

Через 24000 км стартер снимите и отдайте в мастерскую специа­листу электрику для проверки и ремонта.

Для освещения дороги на автомобиле установлены нормальные и туманные фары. Фары типа ФГ-105 для освещения дороги имеют полу разборный оптический элемент с двух нитевой лампочкой. Ниж­няя нить лампочки мощностью 50 вт дает дальний свет, верхняя— мощностью 40 вт—ближний свет.

Для смены лампочки снимите ободок фары, выньте оптический элемент и откройте крышку сзади элемента. Лампочку вставляйте так, чтобы вырез в ее фланце был направлен вниз.

Туманная фара имеет лампочку 50×21 вт, от которой исполь­зуется только нить на 50 вт. Центры световых пятен для туман­ных фар должны быть на высоте 230 мм от пола и на 725 мм впра­во и влево от продольной оси автомобиля.

 

3

Рис. 2 Управление радиоприемником А13.

1—кнопка подъема антенны, 2—клавиша автоматической настройки, 3—кнопка» опускания антенны, 4—регулятор чувствительности автоматической настройки, 5—ручка ручной настройки, 6—ручка включения приемника и регулятор гром­кости, 7—регулятор тембра.

Настраивать приемник на станцию можно вручную, вращением’ правой ручки или автоматически. Для этой цели необходимо на­жать клавишу автоматической   настройки.   При этом стрелка будет перемещаться слева направо до первой работающей станции (с .достаточной напряженностью поля) и на ней остановится. После­дующими нажатиями на эту клавишу можно настроиться на лю­бую работающую радиостанцию данного диапазона.

Изменение громкости на приемнике А13 достигается поворотом ручки 6. Тембр воспроизведения звука регулируется поворотом ручки 7 регулятора тембра, находящийся под ручкой регулятора громкости. Регулятором чувствительности автоматической на­стройки 4 пользуются для снижения уровня помех при слушании мощных и местных радиостанций. Поворотом этой ручки по часо­вой стрелке в крайнее положение достигается наивысшая чувстви­тельность радиоприема. При повороте ручки до отказа против ча­совой стрелки уровень помех снижается до минимума. При этом •снижается и громкость радиоприема.

4

Рис. 3 Управление радиоприемником АРВ-60-2.

1—ручка включения приемника и регулятор громкости, 2—ручка подъема и опу­скания антенны, 3—кнопки включения диапазонов, 4—клавиша автоматической настройки, 5—ручка ручной настройки, 6—регулятор тембра.

На приемнике АРВ-60-2 изменение громкости звука произво­дится ручкой / и регулирование тембра ручкой 6 (рис. 3).

В задней части кузова имеется дополнительный динамик. Он управляется регулятором громкости, расположенным на торце ле­вого подлокотника.

Для выключения приемника опустите антенну, нажав на пра­вую верхнюю кнопку (у приемника А13) или повернув влево ручку 2 (приемник АРВ-60-2), выключите радиоприемник, повернув ручку регулятора громкости до отказа против часовой стрелки и -выключите замок зажигания. В выключенном положении замка за­жигания антенна не опускается.

Прикуриватель —электрический, с металлической спиралью, на­гревающейся при включении тока. Для пользования прикуривате­лем нажмите на ручку прикуривателя  до отказа и отпустите. При этом включается ток и нагревается спираль. После нагрева патрон прикуривателя пружиной автоматически со щелчком выдвигается в первоначальное положение. Затем выньте патрон за ручку и ис­пользуйте для прикуривания.

Время накаливания спирали при нормальном напряжении сети должно быть не более 16—20 секунд. Запрещается удерживать пат­рон прикуривателя рукой, так как это приводит к перегоранию спи­рали. Повторное включение прикуривателя можно делать не ранее чем через 30 секунд после его выключения. Если прикуриватель вы­ключается не нагревшись (слишком быстро) или, наоборот, слиш­ком медленно, то отрегулируйте время его выключения подгибани­ем его пружины.

Через каждые 500 включений производите зачистку контактиру­ющих поверхностей прикуривателя и, если необходимо, регулируйте время его выключения, как указано выше.

Стеклоподъемники

Стеклоподъемники дверей снабжены электрическим приводом. Они размещены внутри дверей. Корпус 2 стеклоподъемника кре­пится на внутренней панели двери четырьмя винтами (рис. 49). На корпусе тремя винтами крепится электродвигатель в сборе с ре­дуктором, малая шестерня которого находится в зацеплении с зуб­чатым сектором И.

К сектору прикреплен ведущий рычаг 10, внеш­ний конец которого является шарнирной опорой ведомых рычагов: одного длинного 6 и двух коротких 5. На концах ведомых рычагов установлены на пальцах ролики, которые могут перемещаться в двух кулисах: подвижной, верхней 7 и неподвижной нижней 4. Верхняя кулиса соединена двумя винтами с обоймой 8стекла 9, нижняя закреплена двумя винтами на внутренней панели двери.

Электродвигатель стеклоподъемника—реверсивный, с двумя об­мотками последовательного возбуждения: одна обмотка служит для подъема стекла, другая—для опускания. Направление враще­ния якоря можно менять с помощью переключателя, установленно­го на внутренней стенке каждой двери, а также на передней левой двери для всех стеклоподъемников. Во избежание перегрузки ис­точников тока не следует одновременно включать более одного стеклоподъемника.

Червячное колесо редуктора не закреплено жестко на валу сек­тора, а зажато на нем с помощью двух фрикционных шайб 12 и тарельчатой пружины 13. Сила нажатия пружины регулируется гайкой 14. Во избежание само отвертывания гайка стопорится шай­бой 15 с усом. Фрикционная передача отрегулирована на заводе на крутящий момент 0,5—0,6 кем. Фрикционное устройство преду­преждает перегрузку при неисправностях стеклоподъемника и ис­ключает заклинивание в крайних положениях стекла.

В случае, если стекло не перемещается при включении электро­двигателя, причинами неисправности могут быть: выключение электрических предохранителей, проскальзывание фрикциона или заклинивание механизма- Имеется два предохранителя. Первый находится в самом электродвигателе. Он имеет биметаллическую пружину, которая при нагревании  изгибается   и выключает  ток.

После остывания, на что требуется одна минута, пружина изги­бается в обратную сторону и включает ток. Второй предохранитель также имеет биметаллическую пружину, но в отличие от первого предохранителя только размыкает цепь, а для включения требует нажатия кнопки- Эта кнопка— крайняя левая на нижней отбортовке панели приборов.

Если якорь электродвигателя стеклоподъемника вращается, а стекло не перемещается, то причиной неисправности является про­скальзывание фрикциона. В этом случае снимите внутренние руч­ки двери, отверните винты обшивки и снимите обшивку- Далее, по­ставив стекло в верхнее положение, отключите аккумуляторную ба­тарею от сети, отверните два винта крепления нижней кулисы, че­тыре винта крепления стеклоподъемника и выньте стеклоподъем­ник, через люк панели двери. Отсоедините провода.

Отопление и вентиляция

Для отопления кузова используется горячая вода, поступающая в радиатор отопителя из системы охлаждения двигателя.

51

Рис. 4 Схема отопления и вентиляции автомобиля.

1—внутренний люк вентиляции, 2—люк воздухопритока, 3—электродвигатель подачи воздуха в кузов, 4—краник горячей воды, 5—электродвигатель подачи воздуха для обдува ветрового стекла, 6—выходной патрубок обдува ветрового стекла, 7—ручка включения вентилятора обдува, 8—ручка включения вентиля­тора отопления, 9—рукоятка люка вентиляции, 10—рукоятка люка воздухопри­тока, 11—выходные патрубки отопления заднего помещения кузова.

Важно не только подогревать воздух в кузове, но также и посто­янно его вентилировать, в противном случае влага, выделяющаяся при дыхании людей, вызывает запотевание стекол.

Для доступа в отопитель свежего воздуха открывайте крышку 2 (рис. 51) люка посредством рукоятки 10. Если при этом рукояткой 9 открыть еще и внутренний люк /, то свежий воздух без подогрева

поступит в кузов. Для того, чтобы поступающий в отопитель воздух нагревался, следует открыть краник 4,установленный на двигате­ле, закрыть рукояткой 9 вентиляцию и включить поворотом рукоят­ки 8 электромотор 3 отопителя. При этом подогретый воздух по­ступает как в переднее, так и в заднее отделение кузова. Отопле­нием можно пользоваться не только на ходу автомобиля, но и при стоянке с работающим двигателем.