Схема электрооборудования ГАЗ-21

Нажмите для увеличения!

1 — подфарник; 2 — фара; 3 — соединительная панель; 4 — свеча зажигания; 5 — подавительное сопротивление; 6 — датчик контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости в радиаторе; 7 — звуковые сигналы; 8 — включатель сигналов; 9 — реле включения сигналов; 10 — подкапотная лампа; 11 — переключатель электродвигателя отопителя; 12 — электродвигатель отопителя; 13 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 14 — электродвигатель стеклоочистителя; 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе; 14 — блок предохранителей; 17 — штепсельная розетка; 18 — блок питания и усилитель низкой частоты радиоприема; 19 — контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости в радиаторе; 20 — громкоговоритель; 21 — часы; 22 — прикуриватель; 23 — включатель зажигания и стартера; 24 — радиоприемник; 25 — комбинация приборов; 26 — лампа освещения приборов; 27 — дверной включатель плафона; 28 — плафон; 29 — ручной включатель плафона; 30 — задний фонарь; 31 — фонарь освещения номерного знака; 32 — фонарь освещения багажника; 33 — датчик указателя уровня топлива; 34 — включатель контрольной лампы ручного тормоза; 35 — контрольная лампа ручного тормоза; 36 — предохранитель цепи освещения; 37 — переключатель указателей поворота; 38 — включатель света «Стоп»; 39 — центральный переключатель света; 40 — контрольная лампа дальнего света фар; 41 — контрольная лампа указателей поворота; 42 — прерыватель указателей поворота; 43 — стартер; 44 — аккумуляторная батарея; 45 — ножной переключатель света; 44 — дополнительное реле стартера; 47 — включатель света заднего хода; 48 — реле-регулятор; 49 — датчик указателя давления масла в двигателе; 50 — генератор; 51 — катушка зажигания; 52 — распределитель зажигания

Номинальное напряжение бортовой сети 12 в постоянного тока. На автомобиле применена однопроводная система включения приборов электрооборудования; вторым проводом являются металлические части самого автомобиля («масса»). Такая система уменьшает количество проводов, значительно упрощает и удешевляет проводку, но вместе с тем требует более внимательного отношения к изоляции проводов и к их креплению. При нарушении изоляции провода могут непосредственно касаться деталей автомобиля, вызывая короткие замыкания.

Электрооборудование автомобиля имеет отрицательную полярность, при которой с «массой» автомобиля соединены все отрицательные зажимы источников и потребителей. При отрицательной полярности уменьшается коррозия металлических частей кузова.

Для соединения всех приборов и агрегатов электрооборудования в общую схему применяются провода марки ПГВА с полихлорвиниловой изоляцией. Для удобства монтажа и защиты проводов последние оплетаются хлопчатобумажной оплеткой в пучки.

Для присоединения фар, подфарников и других приборов имеются соединительные панели 3.

Управление работой всех систем осуществляется соответствующими включателями и переключателями.

Аккумуляторная батарея постоянно включена в сеть.

Генератор включается в бортовую сеть и отключается от нее автоматически с помощью реле–регулятора.

Система зажигания, система пуска и контрольные приборы включаются включателем 23 зажигания и стартера. Включатель имеет четыре положения: выключено; включено зажигание (при этом возможно включить радиоприемник и электродвигатель отопителя); включено зажигание и стартер; стояночное положение, при котором возможно включить радиоприемник и электродвигатель отопителя.

Система освещения управляется различными переключателями и включателями.

Центральный переключатель света 39 имеет три положения: выключено; включены приборы освещения для городской езды; включены приборы освещения для загородной езды.

При включении центрального переключателя света в положение «Городская езда» включаются следующие приборы освещения:
1. Подфарники 1 или ближний свет в фарах в зависимости от положения ножного переключателя света 43.
2. Задние фонари 30 (габаритный свет).
3. Фонарь освещения номерного знака 31.
4. Поворотом ручки центрального переключателя можно включить и отрегулировать интенсивность освещения приборов и часов.

При включении центрального переключателя света в положение «Загородная езда» включаются следующие приборы освещения:
1. Фары 2 — ближний или дальний свет, в зависимости от ножногo переключателя света.
2. Задние фонари.
3. Освещение приборов.
4. Фонарь освещения номерного знака.

Контроль за включением дальнего света осуществляется с помощью лампы 40. Плафон включается автоматически при открывании передней левой и задней правой дверей включателями 21, а также ручным включателем 29.

Свет «Стоп» в задних фонарях включается автоматически включателем 38 при нажатии на педаль тормоза.

Указатели поворота управляются переключателем 31. При включении переключателя в подфарнике и заднем фонаре горит мигающий свет. Контроль за работой указателей поворота осуществляется с помощью лампы 41. При перегорании одной из ламп указателя поворота (в подфарнике или заднем фонаре) контрольная лампа 41 не горит.

Подкапотная лампа 10 включается включателем, расположенным внутри корпуса лампы.

Звуковые сигналы 7 включаются включателями 8 через реле 9.

Электродвигатель отопителя 12 включается переключателем 11, который имеет три положения: выключено; включена малая скорость; включена большая скорость.

Стеклоочиститель управляется переключателем 13, который имеет три положения: выключено; включена малая скорость; включена большая скорость.

Электрическая проводка автомобиля защищается от коротких замыканий тремя плавкими (блок предохранителей 16) и одним тепловым биметаллическим 36 предохранителями. Биметаллический предохранитель 36 защищает все цепи освещения. Блок предохранителей 16 защищает следующие цепи:
–плавкая вставка №1 — цепи звуковых сигналов, подкапотной лампы часов и прикуривателя;
–плавкая вставка №2 — цепи приборов, указателей поворота, света заднего хода и стеклоочистителя;
–плавкая вставка №3 — цепь электродвигателя отопителя.
Кроме того, стеклоочиститель и часы имеют свои биметаллические предохранители.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ

При каждом первом техническом обслуживании (ТО–1) необходимо проверять крепление проводки и наконечников и, если нужно, подтянуть. Особое внимание следует обратить на надежность присоединения проводов к стартеру и «массе» реле–регулятора и генератора.

При каждом втором техническом обслуживании (ТО–2) необходимо тщательно проверить состояние изоляции проводов и устранить причины возможных повреждений проводов (перетирание об острые кромки, излишнее провисание и т.п.). Места на проводах, имеющие даже незначительные повреждения изоляции, необходимо обмотать изоляционной лентой. Проверить надежность затяжки всех зажимов, узлов и приборов электрооборудования и при необходимости очистить их от» грязи и подтянуть. Слабо затянутые, загрязненные или окислившиеся зажимы всегда могут служить причиной ненормальной работы узлов электрооборудования.

В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы на поверхность проводов не попадало масло и бензин, так как они вызывают ускоренное старение изоляции.