«Двести пятьдесят, опасно! узко лес, правый три – вираж, на левый два через трамплин-полет сто пятьдесят…» - что значит эта фраза для человека, никогда не интересовавшегося автоспортом, в частности – ралли? Пожалуй, странный набор понятных, но ничего не значащих слов. Для человека знакомого с автогонками эта фраза уже будет нести определенный смысл – это достаточно зрелищный фрагмент спецучастка ралли, по которому пролетают «боевые» автомобили; фанат «образованный» сможет оценить и сравнить мастерство экипажей; фанат «без спортивного образования» будет потирать руки в ожидании какой-нибудь эффектной аварии...
Как только человек впервые приспособился передвигаться по грешной земле не с помощью лихорадочного перебирания конечностями, а посредством управления механическими транспортными средствами, так у него сразу же возникла потребность в выяснении отношений с соседями по движению. Соревновательный дух, привнесенный из далеких времен древнегреческих олимпиад, рыцарских турниров и выяснения отношений в пещерах при дележе добычи мгновенно проник под громоздкие капоты чадящих самоходных ящиков и заставил одетых в кожаные краги, английские кеппи и огромные, нелепые очки водителей пришпоривать своих новорожденных металлических коней, чтобы насладиться властью над скоростью и заодно вдоволь накормить пылью преследователей. Можно с уверенностью сказать, что автоспорт родился в тот самый момент, когда на одной дороге впервые встретились два автомобиля и умрет лишь тогда, когда человечество задумает полностью извести это свое, поистине гениальное изобретение.
Впрочем, нашей целью являются не исторические изыскания в области автогонок, а попытка объяснить непосвященным - ради чего, вроде бы физически и психически полноценные люди, бросив обычные земные дела, носятся, как ошалелые по лесам и полям, пытаясь покончить жизнь самоубийством, пытаются превратить машину из комфортного, удобного транспортного средства в малопригодный для нормальной езды трясучий и ревущий агрегат, тратят при этом совершенно ненормальные деньги и транжирят впустую невосстанавливаемые нервы и драгоценное время.
Автоспортивные состязания невероятно разнообразны. В них можно встретить взлет и нищету технического прогресса - от революционных технологий Формулы 1, рождающихся в гигантских лабораториях с аэродинамической трубой, до ржавого напильника Феди Тяпкина, затачивающего на коленке в холодном, сыром гараже впускной клапан собственной конструкции. В них уживаются заводские, напичканные оборудованием и тоннами запчастей, обслуживаемые десятками квалифицированных механиков раллийные команды и пара голодных, но упрямых энтузиастов, построивших в глухом подполье полустандартную «зубилу» из украденного металлолома. В автоспорте бок о бок ходят большой, многомиллионный бизнес со всеми своими атрибутами - рекламой, менеджментом, конкуренцией и монополиями и лихорадочное добывание жалких пятисот рублей для оплаты стартового взноса и покупки двух банок вонючего 92-го бензина... Удивительно другое. При абсолютно разных условиях, при диаметрально противоположных возможностях и при совершенно несопоставимых уровнях - моральное удовлетворение, полученное «дворовым» гонщиком Васей, сумевшим на разбитом вдребезги кургузом «москвиченке» достигнуть финиша на первенстве 4-й колонны 11-й автобазы по заезду на эстакаду, может быть гораздо выше, чем радость Мики Хаккинена, выигравшего на Макларене Гран При Бразилии или Колина МакРея, ставшего на Субару Импреза WRC чемпионом мира по ралли. Только осознав этот парадокс, можно понять сущность данного явления и попытаться ответить на вопрос «зачем?».
Я не буду распространяться обо всех видах автоспорта, а коснусь только его Королевы - ралли. Не потому, что я с пренебрежением или меньшей любовью отношусь к кольцевым гонкам или заездам дрекстеров. Просто ралли находятся намного ближе к многомиллионной армии водителей - и по технической подготовке машин, и по технике пилотирования ими, и по их проведению по дорогам общего пользования, а не по асфальту специальных автодромов или дну высохшего соляного озера. Ралли - самый близкий к реальной жизни вид автоспорта, являющийся одновременно естественной лабораторией, как для совершенствования серийных машин, так и для повышения мастерства управления.
Итак, что же такое ралли?
Говоря упрощенно, ралли - это соревнования на регулярность движения. Другими словами - это переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Появление спортсмена в конечном пункте раньше или позже регламентированного времени - одинаково плохо. “У!”, - скажете вы, - “ что ж тут сложного?». Не торопитесь с выводами...
Современные ралли подразделяются в свою очередь на любительские («чайные») и спортивные. Существуют еще ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они представляют из себя, скорее, смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся только на двух основных соревнованиях.
Любительские («чайные») ралли
В «чайных» ралли могут участвовать все, кому не лень - от мастера спорта до махрового «чайника», получившего права позавчера, после третьего захода на экзамен. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля, соответствующего требованиям ПДД.
Перед стартом ( а не заранее!) таких ралли экипажам выдается легенда, представляющая из себя стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги и не уехать в тьму-таракань. Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому. Как правило, вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих свой временной норматив. Например, протяженность трассы равна 300-ам километрам, которые надо проехать за 600 минут, но на самом деле маршрутный лист определяет, что эти 300 км разбиты на 3 участка - 100, 150 и 50 км - определенные как движение из КВ-0 (0 км) до КВ-1 (100км) за 200 минут, из КВ-1 (100 км) до КВ-2 (250 км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до КВ-3 (300 км, финиш) за 100 минут. При этом точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается, как бы с нуля. Это называется - переменным расписанием и по нему проводятся сегодня практически все ралли. За опоздание или опережение своего графика на каждом КВ экипаж получает штрафные минуты, сложение которых и определяет победителя - у кого «штрафа» меньше, тот и выиграл.
На первый взгляд все настолько просто, что становится непонятно - в чем собственно состоят соревнования между экипажами? Действительно, прибывай себе во время на очередной КВ, получай «ноль» штрафа и... А если все гуртом начнут ездить в нули? Что тогда? Все станут чемпионами?! В принципе - да станут, но чтобы не происходило таких казусов, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания бедным спортсменам-любителям дополнительных трудностей. В “чайных” ралли применяются следующие усложнения, без которых определение победителя постоянно определялось бы жребием в виде короткой спички или подбрасывания вверх монеты.
Трассу ралли делают образованные люди, владеющие калькулятором и компьютером так же филигранно, как японский повар из “хибачи” ножами и вилками.
Поэтому часто, не мудрствуя лукаво, они задают в маршрутном листе совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что вам надо проехать по запутанной, похожей на маршрут Ивана Сусанина дороге 88 км за один час! При этом вы должны не сбиться с неведомой ранее тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться не в гордом одиночестве, а среди никуда не спешащих дачников с прицепами и женой на правом сиденье, тыкающей мужа пальцем в бок при любом совершаемом маневре...
Даже начитавшись флеймов в соотвествующих конференциях www.auto.ru, где у отдельных виртуальных гонцов «средние сдельные» приближаются к средним скоростям Гран При в Имоле, сомневаюсь, что такое многим под силу. Но в этом и расчет организатора - почти все «везут» опоздание, а следовательно и разные результаты. Однако, этих издевательств над спортсменами и их машинами оказывается мало и в дополнение на трассах вводят новые усложнения.
Одним из них является контроль прохождения (КП) представляющий из себя машину с судьями, стоящими на трассе между КВ и свидетельствующими в контрольных картах всех, проезжающих мимо гонщиков, что те, желая сократить расстояние и, следовательно, среднюю скорость, не поехали по «срезке», нагло игнорировав указания легенды. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета и дальше могут кататься только самостоятельно.
Однако, полным издевательством, придуманным для того, чтобы заплатившим стартовый взнос автомобилистам было что вспомнить впоследствии самыми изысканными народными междометиями, бесспорно считается внезапный контроль времени (ВКВ). Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде все той же судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета, смысл которой состоит в следующем: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов. Переводя на русский язык получается, что опаздывать на ВКВ можно сколько душе угодно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся в этом пункте раньше намеченного времени (-10% от него) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от КВ-3 до КВ-4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30-м км пути стоит ВКВ и, следую правилам, вы не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин - график - 3 мин (10%)). Если же, гонщики примчались, вытаращив глаза на пункт ВКВ за 26 мин. - они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу по всей гонке (впрочем, не всегда штраф составляет очко за секунду, но это обговаривается заранее). Вот такая высшая математика, причем просчитывать все эти заморочки приходится сидя не за «пентиумом» в кабинете, а в тесном, трясущемся и темном автомобиле за короткий промежуток времени...
Впрочем, мучения наивных раллистов, чьи внутренности буквально переворачиваются в сладострастной истоме во время просмотра по телевизору фантастических по красоте и невероятных по технике исполнения контрсмещений и дрифтов Мякиннена и Сайнса, на этом далеко не заканчиваются. Чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к лихорадочному поиску нужных направлений движения и соблюдению его графика организаторы ралли придумали «разбавитель» основной идеи этого вида спорта, который в конце концов постепенно сожрал эту самую основу, став, пожалуй, главным определяющим фактором соревнований. Могильщиком раллийного устава стали дополнительные соревнования, сразу переименованные участниками в «допы». Суть данных вливаний в раллийную канву состоит в том, что в ходе плавных перемещений от КВ до КВ устраиваются некие промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия возможных «допов» велика и зависит лишь от затейливости ума руководителей ралли, слегка остуженной правилами соревнований.
Наиболее популярными в народе допсостязаниями по праву считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.
Особым цинизмом по отношению к участникам отличаются «допы» на регулярность движения (РД). Это выражается в изощренных головоломных заданиях и совершенно дурацких правилах. Сущность данного подлинного издевательства над человеческой личностью заключается в постановке задачи перемещения на неизвестное расстояние (старт РД есть в легенде, а финиш - отсутствует) с заданной скоростью. Отклонение от этого режима, как в «плюс», так и в «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается или в маршрутном листе или просто знаками на дороге. Второй принцип является наиболее гадким, так как заставляет гонщиков судорожно дрыгаться, постоянно пересчитывая и корректируя движение для сохранения своей средней скорости в более-менее сносном режиме, причем самым неповторимым аксессуаром этих потуг является вид самих гонщиков, ползущих по трассе со скоростью 30-40 км в час в наглухо застегнутых, согласно правил проведения любых «допов», шлемах под удивленными взглядами робко обгоняющих их дачников с бочками и холодильниками на багажниках. И хотя основные нагрузки переживает штурман, вынужденный постоянно, рискуя завернуть мозги в раскоряку, пересчитывать и контролировать скорость хода, но тоска от «привезенных» на финиш минут и секунд целиком распространяется и на пилота.
Так как подлинные скоростные участки (СУ) с ездой «на все деньги» в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на трассе, организаторы придумали для спортсменов некоторые «отдушины», позволяющие считать их перемещения в пространстве не уделом большеголовых математиков с калькулятором и секундомером в руках, а приобщением к скорости. Эти «допы» называются режимными гонками (РГ) и представляют из себя отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное организаторами количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, запрещающие изначально задавать такой темп, при котором спортсмены будут вынуждены превышать скоростной режим, предусмотренный на этом участке дороги ПДД, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа, чтобы хоть как-то компенсировать унижения, полученные на «математических олимпиадах» по регулярности движения.
Особой любовью спортсменов, участвующих в «чайных» ралли пользуются слаломы. Эти «допы» устраиваются, как правило, при большом скоплении слегка и изрядно подвыпившего народа на улицах и площадях городов и поселков. Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам вдоволь поудивлять местное население специфическими навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор, и это при том, что выигрывает в слаломе в 99-ти случаях из ста тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию, да и сами слаломы (если, конечно, не заблудиться) дают обычно минимальное преимущество. Поэтому их в большой степени можно отнести к раллийному шоу.
Иногда устроители ралли дают «поиграть моторам» в спринте - гонке на короткое расстояние с места или в подъемах на холм - гонкам в гору.
Казалось бы, «чайные» ралли мероприятие скучное и больше напоминает смесь езды в родную деревню с одновременными бухгалтерскими расчетами, но не пройдя через эти мытарства трудно понять сущность этого вида автоспорта. Многие «раллисты-любители» давно заменили примитивные спидометры на ноутбуки, а «чайный» автомобиль все больше снабжается не с убогого рынка запчастей, а из закромов спортивных боксов. Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании таких соревнований, то их хватает с избытком.
Спортивные ралли
Именно эти ралли называют «Королевой автоспорта». Думается это справедливо. Отдавая должное зрелищности автокросса, кольцевых гонок и прочих гонок в «замкнутом пространстве», нельзя не заметить их оторванности от «жизни», узкоспецифическую подготовку машин, однобокость приемов вождения... Спортивные ралли удивительным образом совместили в себе все виды автоспорта, а по степени приближения к реальным условиям не имеют себе равных. Разумеется стандартная Subaru или Toyota - жалкое подобие тех монстров, которые выходят на старт Чемпионатов мира и Европы, но все же они сопоставимы друг с другом куда больше, чем болид F1 с дорожным автомобилем или кроссовые багги с джипом. Кроме того, нельзя забывать, что новейшие технологии, родившиеся в недрах лабораторий, строящих раллийные машины часто почти без изменений переносятся на серийные образцы. Вспомните дисковые и вентилируемые тормоза, газовые амортизаторы, защиты поддона картера, легкосплавные диски, рулевые рейки и т.д, и т.п. до бесконечности...
То же самое относится и к подготовке водителей. Раллийный пилот одинаково уютно чувствует себя и на асфальте, и на гравии, и на снегу, и на льду, и в песке, и в лужах... Такой универсальностью (а чем, как не ей определяется мастерство водителей в целом?) не обладают ни бесстрашные «формульные» гонщики, ни отчаянные «кроссовики».
По своему принципу спортивные ралли отличаются от «чайных» незначительно - те же, следующие друг за другом КВ, лишенные, правда, коварного внезапного контроля времени, с тем же самым «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница состоит в «допах», ибо в спортивных ралли только они определяют сильнейших. Здесь тоже иногда, для «увеселения толпы» применяются слаломы, но основным «допом», ради которого строятся супермашины и тратятся огромные деньги является Его Величество Скоростной Участок (СУ).Так как маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли очень редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей. Скоростной участок - это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом (в большинстве случаев он совмещен с КВ и время на следующий КВ отсчитывается от старта СУ, а не от времени предыдущей отметки на КВ) и финишем отрезок КВ, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена не ПДД, а только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться в автомобиле по грешной земле. Чтобы после каждого ралли вместе с награждением победителей параллельно не проходили траурные церемонии по поводу безвременно погибших спортсменов, в спортивных ралли очень велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, вместе со многими специальными техническими компонентами обговоренными в правилах FIA, а также перекрыто все встречное, параллельное и любое другое возможное движение остальных транспортных средств.
Совершенно ясно, что при езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но и тот омологированный кусок железа, в котором они находятся. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок серийного пращура и на классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.
Простота спортивных ралли очевидна - не опаздывай (и не опережай) на КВ и «лупи со всех сил» на «допах».
Просто, но сколько для этого нужно потратить физических и моральных сил, выдержать насмешек непосвященных, закрутить гаек и болтов, пробить бюрократических бастионов, наездить сотен тысяч километров, преклонить голов перед спонсорами, поиметь неудач и поражений...
Немногие проходят через это и выходят в необъятный и неповторимый по силе и остроте ощущений раллийный мир.
Но прошедшие уже не возвращаются обратно никогда...
Справка
РАЛЛИ
одна из наиболее ярких, динамичных и зрелищных дисциплин современного автоспорта. Развитие ралли в России постепенно достигает таких высот, когда участие крупных компаний в соревнованиях Чемпионата и Кубка России по ралли становится таким же естественным, как и в соревнованиях мирового масштаба. Гонки, которые проходят практически по всей стране (от Карелии до Урала), становятся важным информационным поводом для СМИ и привлекают внимание широких слоев общества.
Классическое ралли – это многоэтапное соревнование, качество и популярность которого растёт год от года. Телевизионная аудитория, например, Чемпионата Мира по ралли превышает аудиторию Формулы-1, а это более миллиона человек! Секрет популярности прост: ралли – наиболее приближенный к реальной жизни вид спорта. Соревнования, в отличие от кольцевых гонок, проводятся на реальных дорогах, частично перекрываемых только на время проведения ралли. Здесь нет строгого ограждения трассы, зато есть трамплины и сложные связки поворотов, которые каждый из гонщиков проходит по-своему.
Трасса ралли состоит из скоростных участков (специально перекрытые участки дороги), соединенных перегонами (дороги общего пользования). Экипажи стартуют на скоростных участках (СУ) с интервалом, как правило, в 1 или 2 минуты и должны проехать всю трассу каждого спецучастка как можно быстрее. На перегонах скорость экипажей ограничена правилами (ПДД). Победителем является экипаж, прошедший спецучастки за минимальное время (по сумме всех СУ).
Автомобили участвующие в ралли наиболее приближены к серийным, а в самых массовых классах вообще мало чем отличаются от обычных гражданских. Однако спортивный автомобиль легко распознать по каркасу безопасности внутри салона. Это специально разработанная конструкция из жёстких стальных труб, задача которой предохранить экипаж от повреждений в случае аварии на трассе. Гонщики сидят в спортивных сиденьях, жёстко пристёгнутые четырёх или пятиточечными ремнями безопасности. Интересно, что при посадке в автомобиль, для большей надёжности, ремни затягиваются «на выдохе». Ещё одним элементом безопасности спортивного автомобиля является сложная система пожаротушения, интегрированная как в моторный отсек, так и в салон. Автоматически включаясь при возгорании, она помогает избежать пожара и способна выиграть для экипажа несколько драгоценных секунд, обычно достаточных для покидания автомобиля. Причём, кроме автоматического режима, есть и ручной. Привести в действие систему пожаротушения можно как из салона (специальной кнопкой), так и снаружи при помощи рычажка перед лобовым стеклом. Там же, рядом, находится и дублирующий выключатель «массы» - электрооборудования автомобиля. И, конечно, одним из важнейших средств безопасности является экипировка пилотов – шлем, перчатки, комбинезон, ботинки и даже нижнее бельё. Всё, что носят экипажи во время гонки, изготавливается из специальных особо прочных материалов, выдерживающих огромные температуры и нагрузки.
СУ – СПЕЦУЧАСТОК
Отрезок дороги перекрытый от постороннего движения. На этих участках экипажи едут с максимально возможной скоростью. На раллийном слэнге спецучасток иногда называют словом "доп", так как на заре истории российского ралли спецучастки назывались "дополнительными соревнованиями".
СУПЕР СПЕЦУЧАСТОК (SuperSpecial)
Специальный участок, организованный с целью привлечения наибольшего количества зрителей, и проводимый с соблюдением повышенных требований безопасности. Как правило, в качестве Супер-СУ применяются: параллельная гонка, когда два автомобиля стартуют по двум параллельным трассам или карусельная, когда автомобили стартуют на один круг друг за другом.
КВ – ПУНКТ КОНТРОЛЯ ВРЕМЕНИ
Пункт контроля прохождения экипажем дистанции. Каждый экипаж должен уложиться в норму времени данную на прохождение дистанции от одного КВ до другого. Например, если экипаж, согласно расписанию, проехал КВ-1 в 10:01, а норма времени 40 минут, то получить отметку на КВ-2 экипаж должен в 10:41. За несвоевременную отметку на КВ назначается пенализация.
ПЕНАЛИЗАЦИЯ
Наказание экипажа за нарушение временного режима ралли, или правил соревнования (Регламента). В современном ралли пенализация назначается по довольно непростой схеме. Например, если экипаж приехал на КВ с опережением «своего» времени, он получает 1 минуту штрафа за каждую минуту опережения. Однако, опоздание на КВ наказывается значительно менее строго, - 10 секунд за каждую минуту опоздания. Предел возможного опоздания на КВ – 15 минут. Вся пенализация суммируется и прибавляется к итоговому результату экипажа. Информация записывается в Контрольную карту.
КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА (Карнет)
Основной документ экипажа. Судьи записывают в контрольную карту время отметки на пунктах КВ и результаты показанные экипажем на спецучастках.
РЕГРУППИНГ
Специальный перерыв, спланированный организатором для изменения порядка старта экипажей в соответствии с суммарным временем, показанным на спецучастках.
ЗП - ЗАКРЫТЫЙ ПАРК
Зона, в которой запрещено производить любые действия с автомобилем (сервис, ремонт, заправка и т.д.). Фактически в ЗП запрещено даже нахождение кого-либо кроме гонщиков (для постановки автомобиля в ЗП или выезда) и судей.
ДОРОЖНАЯ КНИГА (Легенда)
Выдаваемая экипажам перед началом соревнования дорожная книга содержит детальное описание маршрута, соблюдение которого для всех экипажей является обязательным. Любое отклонение от маршрута может повлечь за собой исключение из ралли.
СТЕНОГРАММА
Подробное описание каждого спецучастка (все повороты, горки, трамплины, ямы, большие лужи и прочие "помехи", влияющие на скорость движения по СУ). Перед началом гонки, в специально отведенное для этого время, экипажи проезжают по всем спецучасткам и записывают стенограмму. На СУ штурман читает стенограмму, что помогает пилоту заранее готовиться к прохождению очередного участка дороги. Основные символы стенограммы (возможно как русское написание, так и латинское): Пр – правый поворот, Лв – левый поворот Т – трамплин.
Все повороты записываются с указанием крутизны (градации). Традиционно это цифры от 1 до 6, хотя стенограммы бывают разные и разрабатываются самостоятельно каждым экипажем. Прямолинейные участки дороги принято записывать в виде цифр обозначающих расстояние между поворотами или другими препятствиями. В стенограмме могут использоваться и другие символы или даже слова, удобные для описания спецучастка экипажем.